2016-4-5 06:19 |
Власть и общество Наша страна обладает мощным внешнеполитическим потенциалом. Не признавать этот факт – значит отрицать очевидное Несмотря на то, что международные отношения стали в современном российском медиапространстве темой номер один, вопросов по теме остается больше, чем ответов.
Свое видение ситуации попытался изложить Сергей Уткин, приглашенный в воронежский «Клуб политологов» в качестве эксперта.
Марина Калинина
Сергей Уткин – заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН, эксперт Российского совета по международным делам, заведующий сектором политических проблем европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений. Свое выступление он начал с анализа преимуществ России в мировой политической игре. Эти преимущества не в громадной территории и не в больших сырьевых ресурсах. Россия – это одна из крупнейших экономик Европы, она занимает десятое место в мире по номинальному размеру ВВП. Правда, в пересчете на душу населения этот размер не столь внушителен, потому и качество жизни россиян пока ниже в сравнении с высокоразвитыми странами.
Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности, которую утвердил Президент в канун Нового года, так много внимания уделяется вопросам улучшения динамики экономического роста, напрямую влияющего не только на качество жизни людей, но и на проблемы во внешней политике.
– Мало кому интересна стагнирующая экономика, – говорит Сергей Уткин. – Но если нам удастся вывести ее на позитивный рост, многие страны будут готовы отбросить риски, связанные с санкциями, и начнут ориентироваться на прибыль, которую они могут получить от взаимодействия с российскими партнерами.
Россия по-прежнему остается одной из ведущих военных держав мира, но вопреки опасениям европейцев эти военные средства могут стать методом решения проблем только в том случае, если будут исчерпаны все остальные. Другими словами, ни о какой гонке вооружения и милитаризме российской политики сегодня речь не идет.
Несмотря на массу противоречий, игнорировать Россию и ее руководство на международной арене не получается. У нас сохраняются контакты и с Европейским союзом, и с Соединенными Штатами, мы – активные участники всех процессов обсуждения значимых международных задач.
Сергей Уткин признается, что нередко слышит вопросы: «Могли ли мы избежать нынешних проблем? Что бы изменилось, если бы мы повели себя иначе?» К сожалению, по мнению эксперта, мы прошли точку невозврата и изменить кардинально существующее положение вещей не можем. Однако, если проследить весь путь развития недопонимания и конфликта, все этапы формирования отношений и с Украиной, и со странами Запада, то найдем немало интересных фактов. Как то, что, например, первые разногласия возникли не после вхождения Крыма в состав России, а сразу после прихода Владимира Путина к власти. Тогда активно обсуждался вопрос расширения НАТО, недовольство нашего руководства этим фактом.
Означает ли подобное, что наши разногласия продлятся бесконечно? Отнюдь. У нас сохраняется существенный объем экономических связей, сохраняется и политический диалог – иными словами, работает принцип выборочного сотрудничества. Некоторые эксперты все чаще говорят о партнерстве России с Востоком как альтернативе отношений с Западом. На самом деле такая категорическая трактовка не имеет под собой ни политических, ни экономических оснований. У нас по-прежнему, даже с учетом санкций, 45 процентов российского товарооборота связано с Европейским союзом. Есть и интерес к странам Юго-Восточной Азии, Китаю – наши интересы не противоречат в принципиальных вопросах, что является хорошей основой для сотрудничества. Правда, подобный интерес к таким крупным быстрорастущим игрокам мирового рынка проявляют все развитые страны.
Но у нас есть и явные союзники. Это страны Таможенного союза ЕАЭС, страны БРИКС. И даже с учетом небольших противоречий, которые случаются во взаимоотношениях любых партнеров, мы можем смело опираться на союзников.
Ложкой дегтя в политологической дискуссии стал ответ на вопрос, будет ли у России лидирующее место на международной арене.
По мнению Сергея Уткина, если и будет, то очень не скоро. Сегодня экономика нашей страны примерно в десять раз меньше, чем экономика США или ЕС взятых по отдельности. И даже в случае позитивной динамики мы не скоро приблизимся к подобным показателям. В любом случае нам надо лучше использовать свои преимущества и обращать их на повышение качества жизни населения. Если удастся решить проблемы внутреннего развития, то и интерес к нашей стране будет расти. И наше лидерство на международной арене будет только укрепляться.
Источник: газета «Коммуна», №27 (26567) | Вторник, 5 апреля 2016 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...