Смотреть и видеть

Смотреть и видеть
фото показано с : communa.ru

2016-8-8 18:22

Год кино | Киноклубы, как и в прошлом веке, помогают преодолевать разобщённость Сложно сказать, является ли ныне кино «важнейшим из искусств». Здорово, что ему удаётся оставаться искусством.

Режиссёры ищут новый язык, формулируют новые смыслы. И даже самый «элитарный» из них пытается достучаться до зрителя.

Виталий Черников

На экраны воронежских кинотеатров регулярно выходят новые фильмы. Как правило, то, что видит зритель, – голливудская продукция. Глупо отрицать: кино это чаще всего сделано качественно. Оно – результат работы профессиональных, а порой и выдающихся сценаристов, режиссёров, операторов, мастеров по спецэффектам. В Голливуде нередки подлинные актёрские удачи. Но надо понимать, что те боевики, комедии и мелодрамы, на которые сегодня купит билет воронежец, лишь сугроб на верхушке огромного айсберга. Тот, кто желает копнуть глубже, будет приятно вознаграждён множеством открытий.


«Мы ленивы и нелюбопытны», говорил классик. Ну да, значительная часть людей не хотят копать и охотно удовлетворятся тем, что под рукой. Но сегодня поговорим о тех, кто предпочитает раскопки.


Киновед Сталь Пензин (1932 – 2011) вспоминал, как более сорока лет назад киноклуб Воронежского государственного университета помогал преодолеть разобщённость, давая возможность подискутировать студентам разных факультетов. Отметил как одну из проблем невежество, причём агрессивное, части публики. «Разговаривали во время преамбул, а когда начинался фильм, смеялись в самых неподходящих местах, громко возмущались и шумно пробирались к выходу. Находились и такие, что требовали назад деньги за «обман».


А ведь в первые годы существования киноклуба зрителей вряд ли баловали «чуждыми простому советскому человеку» сюрреализмом и «новой волной»; скорее всего, показывали главным образом фильмы позднего Калатозова, ранних Полоки и Тарковского. Отказ от распространения билетов среди желающих и переход на систему абонементов превратил киноклуб в резервацию – но при этом и оазис – для стремящегося вырваться из духовной спячки меньшинства. Представления об искусстве не только обычного гражданина СССР, но и многих студентов крупного вуза оказались глубоко провинциальны. Значительный пласт даже отечественной культуры или моим соотечественникам в те годы был совсем недоступен, или объявлен чем-то маргинальным.


Одной из популярнейших у советского зрителя картин была примитивная латиноамериканская поделка «Есения», для миллионов ставшая предтечей «Рабыни Изауры». Индийское кино прокатывалось успешнее, чем многие советские, даже добротные, мелодрамы или комедии. В начале 1990-х молодое российское телевидение занялось просвещением, показывая вечерами «Безумного Пьеро», «Млечный путь», «Пепел и алмаз», «Гражданина Кейна».


Мера оказалась запоздалой: провинциальное, отсталое сознание победить не удалось. Массы переключали туда, где крутилось мексиканское «мыло», а чуть позже – ещё и ток-шоу про пьяные семейные разборки «социально близких». Но уже за то надо поблагодарить просветителей, что хотя бы у кого-то картина мира стала более яркой.


В Воронеже продвинутый зритель всё-таки уже имелся. Получается – усилиями нескольких энтузиастов. В 1990-е в кинотеатре «Юность» проходили показы прежде недоступных картин. Потом на смену термину «авторское кино» придёт малопонятное слово «арт-хауз». Начнётся короткий период, когда его будут пропагандировать и анализировать на страницах таких изданий, как журнал «Афиша».


Появится надежда, что всё больше людей окажутся способны оценить если не Ларса фон Триера, то хотя бы цыганские мелодрамы Эмира Кустурицы, комедии Вуди Аллена, полицейские боевики из Южной Кореи (они тоже считались «арт-хаузом»). Помню, лет десять назад на пресс-конференции, посвящённой открытию очередного многозального кинотеатра в торговом центре, журналистам обещали: в одном из шести или семи залов всё это можно будет увидеть. . .

А в середине 1960-х одним из культурных оазисов в Воронеже стал первый городской киноклуб «Друзья десятой музы». Сталь Пензин в книге «Кино в Воронеже» рассказывает, как в 1968 году воронежцы, затаив дыхание, смотрели «Восемь с половиной» Феллини: копия фильма имелась в местной конторе кинопроката, однако показывать её зрителям было запрещено, и фильм доставили из хранилища тайком.


Связана с именем Пензина история и других воронежских киноклубов. В книге его памяти есть страницы, рассказывающие о вечерах, которые он проводил в педуниверситете. «А ведь наш киноклуб мог стать обычным студенческим кинотеатром с облегчённым репертуаром, но Сталь Никанорович не снижал планки», – отмечала его соратница Людмила Кепова.


– Наверное, году в 2008-м я начал его активно посещать, – вспоминает Ярослав Солонин, ныне руководящий двумя киноклубами, а тогда студент. – Встречи проходили раз в неделю в библиотеке вуза. Людмила Александровна была главным идеологом этого дела. Показывали и Фассбиндера, и Мизгирёва. Людей, кстати, достаточно много приходило.


Увы, после смерти Людмилы Кеповой этот киноклуб прекратил существование.


Один из активно действующих ныне работает в стенах книжного клуба «Петровский». Какое-то время его работу курировала Ксения Зубарская.


– Параллельно она показывала фильмы в «Иллюзионе», – рассказывает Ярослав Солонин. – А затем уехала из Воронежа и «Петровский» находился в поиске ведущего. Однажды возникла моя кандидатура. . . Хотя я, честно говоря, не считал, что достоин такой должности. Тогда как раз активно смотрел фильмы Аки Каурисмяки. Подумал: почему бы не начать программу с финского кино? На фильм «Ариэль» пришли человек десять. Для первого показа – приличное число. Собралась очень разная публика. Сейчас-то приходит достаточно однородная. В основном девушки. Очень порадовала в этом смысле аудитория, которую собрал фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». С девушками, причём достаточно юными, получился интересный разговор про оттепельное кино.


Ярослав признаётся: раньше он думал, что у киноклуба всё-таки должен быть некий костяк, актив: «Почти секта!». Так что даже не уверен, уместен ли в его случае термин «киноклуб».


Ещё одно место, где он показывает фильмы, – библиотека имени Алексея Прасолова:


– Пока это происходит менее регулярно. Нужно, чтобы привычка у людей появилась туда ходить. Половина зрителей – из «Петровского».


Показали в библиотеке, например, «Счастливые дни» Алексея Балабанова. «Тем, кто знал его по совсем другим фильмам, очень понравилось!». Пытались заниматься и просветительством, продемонстрировав «Звенигору» Александра Довженко. Эту линию предполагается развивать в новом сезоне – если, конечно, библиотечный киноклуб продолжит существование.

Киноклуб работает и в стенах Дома актёра. Здесь уже смотрели картины Миклоша Янчо, Алексея Мизгирёва, Вернера Херцога, Алена Рене. Не так давно о начале работы своего, названного «Слово», объявила Никитинская библиотека, показав в минувшем сезоне несколько документальных лент и организовав ряд творческих встреч. Например, воронежская художница Наталья Коньшина рассказывала о видовом кино.


Ещё одна киноплощадка – «Кубрикрубик» – создана по инициативе двух студенток экономфака ВГУ Валерии Подольской и Ирины Глаголевой.


– Идея возникла в 2013 году, когда мы учились на первом курсе, – рассказывает Валерия.


– Это площадка для интеграции студентов и преподавателей, – добавляет Ирина. – Приглашаем в качестве спикеров преподавателей, причём не только экономфака, но и других факультетов. После просмотра происходит обсуждение. Спикер высказывает своё мнение, проясняет профессиональные моменты. Задаём вопросы аудитории, аудитория как-то на них реагирует…


Предполагалось, что основой репертуара станут кинокартины, объединённые экономической темой: о предпринимателях, об успехе, о финансовых пирамидах; фильмы, которые должны «как-то мотивировать, оставлять приятное послевкусие». А потом на показы стали приходить люди с других факультетов. Недавно показывали знаменитую ленту «Москва слезам не верит» иностранным студентам.


Акция проводилась совместно с Buddy Club'ом – объединением, которое помогает иностранным студентам ВГУ адаптироваться в новой среде. Фильм шёл с субтитрами на английском языке. Обсуждение велось на русском и английском.


– Познакомили иностранцев с фильмом, в котором показаны ситуации, с которыми сталкивались советские люди. К тому же он получил «Оскара». Оказалось, кстати, что и многие из российских студентов его прежде не видели! – с некоторым удивлением говорит Валерия.


«Кубрик-рубик» работает в лекционной аудитории нового корпуса факультета. Зал рассчитан человек на 300. Конечно, столько народу на занятия киноклуба пока не приходит.


Мои собеседницы припомнили, что наибольший интерес вызвал у зрителей фильм «Господин Никто». Чаще всего в «Кубрике-рубике» можно увидеть кино, созданное в Голливуде, или советские фильмы. Спросил у девушек: может ли попасть в программу произведение не столь мейнстримовое – ведь концепция киноклуба предполагает именно знакомство с чем-то более сложным?


– Если честно, – призналась Валерия, – многие, наоборот, говорят, что им интересно прийти и посмотреть мейнстримовое кино. Им не попадались прежде эти картины – к нашему удивлению.


– Показы устраиваются не только для того, чтобы расширить кругозор, узнать о неизвестных режиссёрах и фильмах, – считает Ирина. – Мы предлагаем кино, которое развлекает людей, помогает им знакомиться, общаться. Кино, которое понятно.


– Провели опрос. Он показал, что эстетам, которые любят элитарное кино, приятнее его смотреть в одиночестве, – добавила Валерия.


В то же время посетителям «Кубрикарубика» хочется ещё и обсудить увиденное. А это, конечно, вполне в традициях проектов Сталя Пензина.


– Фильмы отбираем сами – но прислушиваемся к советам руководства факультета, – рассказывает Валерия.


– Предлагаем список картин, которые хотим показать, заместителю декана по воспитательной работе. Она его изучает и корректирует. Цензура какая-то должна быть. Мы не пропагандируем информацию, которая могла бы разжигать межсоциальную, межрасовую, межрелигиозную рознь. . .

Всё-таки слово «цензура» в контексте искусства (часто на «границе допустимого» работающего, исследующего её и в конце концов отодвигающего) звучит странно. Но понятна логика тех, кто, создав просветительский проект в России, мечтает о его долгой жизни. Сейчас особенно важно найти понимание у тех, от кого судьба такого проекта зависит; и чтобы сотрудничество происходило в формате доверия, а не перестраховочного «цензурирования». В прошлом году представители некоей «общественной организации защиты семьи» накатали донос на руководителя киноклуба одного из ульяновских вузов. Там показывали работы таких авторитетных режиссёров, как Франсуа Озон, Ким Ки Дук, Ларри Кларк, Виталий Манский, не укладывающиеся в ханжеские каноны – как, впрочем, и любое настоящее кино. Судя по анонсам новых показов и других просветительских акций на его странице в соцсети, отбиться удалось. И, конечно, всё могло сложиться иначе, но руководство вуза выступило в поддержку киноклуба.


Получается, кино в России и сейчас больше, чем кино, раз такие битвы в XXI веке из-за него случаются.


Кинопоказы в библиотеке имени Алексея Прасолова сопровождаются беседами о кино. Фото Александры Рубцовой

Источник: газета «Коммуна», №63 (26603) | Вторник, 9 августа 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

кино киноклуб фильмы фильм киноклуба валерия ещё показывали