2018-6-21 18:55 |
VIII Международный Платоновский фестиваль искусств Воронежцы увидели «Старик и море» – спектакль режиссёра Анатолия Васильева После первого его показа на фестивале состоялась церемония награждения двух участников проекта – Анатолия Васильева и Аллы Демидовой – Платоновской премией 2018 года.
Людмила РОМАНОВА
На следующий день прошла встреча Васильева с творческой интеллигенцией Воронежа. «Мрачный отшельник», «запершийся в своей келье гуру», каким рисовали его последние годы наши СМИ, при встрече произвел совсем другое впечатление. Конечно, у него глаза человека, много повидавшего и пережившего. Но он открыто и честно отвечал на вопросы, никого ни в чем не обвинял, просто перечислил факты, почему в 2006 году уехал из страны и поселился во Франции. В Москве он теперь бывает наездами, а постановка данного спектакля – первая в России за многие годы. Режиссер посвятил её памяти Ю. П. Любимова, протянувшего ему руку помощи после его изгнания из театра имени Станиславского.
Кстати, это произошло вскоре после воронежских гастролей в 1978 году, когда вышеупомянутый театр показывал первый вариант пьесы М. Горького «Васса Железнова» в постановке Васильева. Уже тогда над ним сгущались тучи, и о первом посещении Воронежа у него остались не самые приятные воспоминания. Не то что теперь, после вручения Платоновской премии и триумфа его спектакля.
Эрнест Хемингуэй – писатель культовый у шестидесятников, к коим принадлежит и Анатолий Васильев, который, правда, театральную свою деятельность начал позже, так как окончил химический факультет Ростовского университета и только в 1968 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Андрея Попова, затем Марии Кнебель).
«Папа Хэм», «старина Хэм» – все понимали, о ком идет речь. Молодой зритель о нем почти не знает, так что для него замечательная повесть «Старик и море» – тоже открытие. Ну а для нас, зрителей старшего поколения, это прекрасное воспоминание о юности, о молодой Алле Демидовой, ведущей актрисе Таганки, много снимавшейся в кино в те годы. Чтицей она стала много позже и в этом тоже достигла немалых успехов.
Что прежде всего поражает в спектакле «Старик и море» – это лаконизм выразительных средств. Слева, на авансцене – столик и кресло, откуда Демидова ведет свой рассказ. Сцена открыта во всю свою глубину, пол выстлан голубыми полотнищами с небольшими бугорками (как застывшие волны), сверху тоже спущены голубые занавесы, которые в течение спектакля то поднимаются, то опускаются. Большая рыба, которую поймал старик, тоже спускается сверху в виде огромного рыбьего силуэта.
Демидова начинает рассказ плавно, спокойно, усиливая экспрессию по мере развития событий. Кульминационный момент – нападение стаи акул на лодку рыбака сопровождается выразительной музыкой Мартынова и волнением моря. Причем волны производят впечатление настоящих, таков эффект поистине необыкновенного зрелища. Во время короткого сна старика на сцену выходит лев (воспоминание об Африке) – огромная ростовая кукла (её ведут двое актеров) – и, иронично покачивая огромной головой и звеня бубенчиками, плавно пересекает сцену.
В конце на заднике высвечивается силуэт лодки старика, которую он всё-таки привёл к берегу с обглоданным акулами остовом огромной рыбы. Как будто бы он потерпел поражение – рыбу-то съели. На самом деле он одержал победу – над природной стихией, над старостью, над жизнью наконец. Хрестоматийная фраза, заканчивающая повесть: «Старик спал, и ему снились львы», достойно завершает этот грандиозный спектакль двух выдающихся мастеров, оставляющих нам в наследство любовь к жизни, волю к борьбе и веру в победу истинного творчества.
Народная артистка РСФСР Алла Демидова ведёт рассказ
о старике и море. Фото Андрея Парфёнова.
Источник: газета «Коммуна» | №47 (26794) | Пятница, 22 июня 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...