2019-6-19 15:37 |
Память | В годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой покрыли себя подводники-североморцы В течение всей войны подводные лодки Северного флота, главная база которого располагалась в городе Полярном, вели активную деятельность на морских коммуникациях противника, обеспечивали проводку союзных конвоев, идущих в Мурманск и Архангельск.
Флот потерял 23 подводные лодки (с учётом погибшей на переходе из Великобритании в Мурманск В-1 с советским экипажем). Благодаря сотрудникам музея Северного флота, Центрального Военно-морского архива, работникам Мурманской областной научной библиотеки мне удалось собрать материал о земляках героях-подводниках, отдавших свои жизни в боях за Советское Заполярье.
Владимир ПРЯНИКОВ,
председатель Совета ветеранов Морозовского поселения Россошанского района
В 1942 году в основном из-за большой минной опасности бригада потеряла сразу девять подводных лодок. Среди них – подводная лодка «К-23», которая 24 мая 1941 года в составе ЭОН-11 начала переход с Балтики на Северный флот по Беломоро-Балтийскому каналу. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в пути из Повенца в Беломорск, куда прибыла 24 июня.
В этот же день корабль вошел в состав Северного флота и зачислен в учебную бригаду ПЛ Беломорской военной флотилии. После проведения курса боевой подготовки в Белом море субмарина перешла в Полярное и 30 сентября 1941 года вошла в состав 1-го дивизиона ПЛ СФ.
В мае 1942 года «К-23» под командованием капитана 3-го ранга Л. С. Потапова (обеспечивающий капитан 2-го ранга М. И. Гаджиев) после охранения союзных конвоев перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. Днём 12 мая она передала радиограмму о том, что потопила торпедами транспорт и артиллерией два сторожевых корабля, имеет повреждение от артиллерийского огня и отходит на восток. На запросы лодка больше не отвечала.
Сличив данные противника с донесениями подводной лодки, удалось установить, что «К-23», потопив транспорт, подверглась длительному преследованию, в результате которого были повреждены топливные цистерны, и место лодки демаскировалось.
Всплыв в надводное положение, «катюша» вела неравный бой с двумя сторожевыми кораблями и потопила их, но и сама получила повреждение прочного корпуса и главных двигателей, так что могла идти только в надводном положении. На поиски подводной лодки немцы выслали самолёты Ю-88. Один из них атаковал лодку, после чего она затонула. Погиб 71 человек. Вместе с экипажем погиб и командир дивизиона капитан 2-го ранга М. И. Гаджиев. За боевые подвиги, воинское мастерство и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На большой подводной лодке «К-23» служили главный старшина, старшина группы мотористов Алексей Семинин из Борисоглебска, электрик, краснофлотец Николай Калмыков, уроженец села Русаново Терновского района и рулевой, краснофлотец Николай Проценко из села Шкуропатово Алексеевского района Белгородской области. Тогда Алексеевский район входил в Воронежскую область.
Подводная лодка «Щ- 403» в период с 28 мая по 27 июня 1937 года по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Заполярье. В апреле-мае 1939 года совместно с другими кораблями Северного флота обеспечивала в Норвежском море связью беспосадочный перелет В. Коккинаки по маршруту Москва — Америка.
22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта С. И. Коваленко в составе 3-го дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. И уже через два дня она прибыла в Иоканьгскую ВМБ и в июле несла дозорную службу на подходах к Белому морю. 20 ноября она вернулась в Полярный.
1 9 февраля 1942 годаа «Щ-403», высадив группу разведчиков, ночью в надводном положении выходила из Порсангер-фьорда. Неожиданно она встретила вражеский минный заградитель «Бруммер» и тральщики «М-1502» и «М-1503». Противник открыл по лодке огонь. При срочном погружении на мостике остался тяжелораненый командир капитан-лейтенант С. И. Коваленко. В этот момент лодку таранил тральщик. «Щ-403» получила многочисленные повреждения, но принявшему командование старшему лейтенанту П. В. Шипину удалось привести её на базу.
С 28 марта 1942 года «Щ-403» стал командовать капитан-лейтенант К. М. Шуйский. Экипаж «Щ-403» продолжал боевые действия, число побед под командованием капитана 3-го ранга Шуйского увеличилось. «Щ-403» совершила десять боевых походов, было потоплено три транспорта. А 24 июля 1943 года «Щ-403» была награждена орденом Красного Знамени. В октябре того же года «Щ-403» вышла в очередной поход, из которого не вернулась: предположительно, подорвалась на минах. Среди погибших членов экипажа оказался пропагандист политотдела БПЛ старший лейтенант Дмитрий Адамов, уроженец села Александровка Эртильского района Воронежской области.
И в экипаже «М-172» служил уроженец Воронежской области – это командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Митрофан Пешков. Известно, что он в ноябре 1941 года был удостоен ордена Красной Звезды. Видимо, за августовский прорыв в порт Лиинахамари, где подводники атаковали разгружавшийся там транспорт. Это был первый прорыв советской подводной лодки в Лиинахамари. На следующий день лодка атаковала паровую яхту. В ту пору «малюткой» командовал капитан-лейтенант И. И. Фисанович, которого назначили на должность командира корабля 22 июля 1941 года. Прежний командир – старший лейтенант Д. Я. Лысенко – в первом же боевом походе не справился с управлением лодки и на несколько лет был осуждён военным трибуналом.
Поход следовал за походом. К лету сорок второго о боевых успехах экипажа «М-172» знали не только на Севере, но о них упоминали в сводках Совинформбюро.
Нелёгкие испытания экипажу лодки выпало с 15 на 16 мая 1942 года. В районе мыса Стуршер (Варангер-фьорд) после атаки транспорта водоизмещением шесть тысяч тонн подлодку стали преследовать четыре корабля охранения. За время преследования на лодку сбросили 300 глубинных бомб, а при всплытии его атаковал бомбардировщик.
Когда многострадальную «малютку» поставили в док, на её железном теле насчитали 110 повреждений. 3 апреля 1942 года «М-172» была удостоена ордена Красного Знамени, а её командир Израиль Фисанович – удостоен звания Героя Советского Союза. 10 июля 1943 года командиром корабля был назначен капитан-лейтенант И. А. Кунец. А 25 июля «М-172» присвоено звание «гвардейская».
Первого октября сорок третьего «малютка» вышла на позицию в Варангер-фьорде, но в базу не вернулась. Предположительно, она погибла от подрыва на мине. Координаты гибели не известны. Погибли 23 члена экипажа.
Трагична судьба и самого Израиля Фисановича. В апреле 1944 он убывает в командировку в Великобританию для приёмки кораблей в счёт раздела итальянского флота. 30 мая 1944 года в Розайте состоялась торжественная церемония передачи ПЛ «В-1» (бывшая британская Sunfish) советскому экипажу, который был сформирован из моряков подводной лодки «Л-20». Командиром «В-1» назначили капитана 2-го ранга Израиля Фисановича.
10 июня лодка перешла в Данди, где под руководством британских специалистов отрабатывала задачи боевой подготовки. Через две недели подводная лодка прибыла в Лервик, откуда вечером того же дня вышла в Полярное, но туда не прибыла. По основной версии гибели «В-1» считается, что она стала жертвой ошибочной атаки самолёта ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года. Среди 51 погибшего есть и уроженцы Воронежской области. Это моторист, старший краснофлотец Евгений Белкин и торпедист, краснофлотец Василий Короткий.
Головную крейсерскую подводную лодку «К-1» еще 6 августа 1940 года зачислили в первый дивизион бригады подлодок Северного флота. В начале войны командиром «К-1» был назначен М. П. Августинович, а весной сорок третьего лодкой стал командовать Герой Советского Союза Валентин Стариков, ранее командовавший гвардейской «М-171». «К-1» совершила пятнадцать боевых походов, восемь минных поставок, одну торпедную атаку. Разными были эти походы: краткими, длительными, успешными и неудачными. Однажды, находясь на боевом дежурстве, «К-1» при форсировании минного поля подорвалась на фашистской мине. Субмарину отправили на ремонт, но до конца не отремонтированную направили на боевое дежурство. За командира был старший лейтенант А. Н. Журков. 9 сентября 1943 года лодка не вышла на связь и впоследствии стала считаться погибшей. Её членом экипажа был Александр Карабанов, уроженец села Крутец Бутурлиновского района. Он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (приказ командующего Северного флота от 24 декабря 1942 года).
Вот так трагически, но одновременно героически сложились судьбы наших земляков, воевавших в годы Великой Отечественной на подводных лодках.
Источник: газета «Коммуна» | № 45 (26893) | Вторник, 18 июня 2019 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...