2017-10-31 18:34 |
Событие | Третий детский театральный фестиваль МАРШАК открылся спектаклем по произведениям Януша Корчака На втором этаже Воронежского концертного зала в дни фестиваля организована небольшая выставка детских рисунков «Персонажи стихов и сказок Самуила Маршака – глазами детей».
На ней представлены работы учащихся школы иностранных языков «Интерлингва». Виктория Мильтова и Ксения Угарова изобразили персонажей «Двенадцати месяцев», Дарья Булакина – даму, сдающую в багаж «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку», а Ирина Кокорева – пожар в кошкином доме.
Виталий Черников
Программа фестиваля МАРШАК состоит из разделов «Театр для детей» (спектакли профессиональных театральных коллективов), «Театр, в котором играют дети» (спектакли детских театральных студий и школ). Также запланированы, как и в прежние годы, мастер-классы известных педагогов и режиссёров.
Режиссёры детского театра так же, как и театра взрослого, заняты поиском нового подхода, нового языка для разговора со зрителем – и осмысления текстов, на которых выросло не одно поколение. В дни фестиваля есть возможность увидеть новые версии «Каштанки», «Снегурочки» и «Сказки о царе Салтане», равно как и спектакли по произведениям не столь известным.
Официальное открытие театрального форума состоялось перед показом спектакля «Король Матиуш» новосибирского театра «Глобус». В 2016 году эта постановка участвовала в программе «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска». Первым на сцену вышел Заслуженный артист России Камиль Тукаев – вот уже третий год он выступает в роли дежурного по фестивалю.
– Сегодня мы начинаем театральные каникулы, и нас впереди ждёт десять насыщенных дней, – напомнил он зрителям. – Мы увидим с вами двадцать спектаклей, которые привезли театры из разных городов России, а также из таких стран, как Норвегия, Латвия и Казахстан.
Приветствовала зрителей и руководитель Департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева. Она передала привет и наилучшие пожелания от губернатора Воронежской области Алексея Гордеева.
Произведение Януша Корчака о юном короле Матиуше, вроде, и входило в нашей стране в набор книг, которые читали дети, наряду с книгами о Карлсоне или Буратино, но всё же оно не разошлось, что называется, на поговорки. Трагическая судьба самого Корчака, педагога, отправившегося вместе со своими воспитанниками в концлагерь и газовую камеру, имея возможность бежать, в XXI веке гораздо более на слуху. Произведение о мальчике, который стал королём после смерти отца и тщетно пытался противостоять правящим за его спиной чиновникам, а потом попал на войну и захотел сделать так, чтоб её больше не было, затёртым до дыр интерпретаторами, как «Вишнёвый сад» или некоторые из текстов, перечисленных чуть выше, не выглядит. Но и авторам этого спектакля, видимо, нужна была некоторая дистанция от текста. Как ни странно, для того, чтобы преодолеть дистанцию между текстом и зрителем. Поэтому перед нами не просто спектакль по сказке, а лекция о историческом деятеле прошлого, короле Матиуше, который изменил мир. Парадные портреты предков Матиуша висят на стене. Да вот, кстати, и его портрет виднеется на сцене – и через минуту он оживёт.
Кажется, есть спектакли, в которых судьба реально жившего Корчака и придуманного им персонажа наслаиваются одна на другую. Мультфильм с двумя сюжетными линиями вообще, как сообщает Википедия, ещё лет 30 назад был снят. Появление темы концлагеря кажется ходом несколько лобовым – так или иначе, режиссёр Полина Стружкова обошлась без него и вообще не давит коленом на слёзные железы, более того, деликатно избегает мрачных сюжетных поворотов книги Корчака (например, о гибели главного героя упомянуто вскользь в конце «лекции»). Спектакль её даже в своей пацифистской составляющей обходится без запугивания.
Для показа отношения к милитаристскому шапкозакидательскому пафосу достаточно зловещих звуков барабана и выползающей сбоку огромной картонной руки с табличкой «НА ВОЙНУ».
Пожалуй, спектакль не смотрелся бы чужеродно и на сцене хорошего советского ТЮЗа. Однако новые смыслы в голове у юного российского зрителя, а особенно у взрослого, возникают как бы сами собой. Не могут не возникнуть. Как минимум – при слове «депутаты». Когда в минуту государственного торжества подданные Матиуша выводят на сцену детей с транспарантами «Родина – значит Матиуш» и «Где Матиуш, там и победа», хочешь не хочешь, а вспомнишь про здешние официозные шествия и митинги последних лет, на которые людей свозят автобусами.
Сейчас такое время, что в российском спектакле, фильме или книге невольно ищешь присутствие «эзопова языка». У нас снова актуальны разговоры о войне, а тема детей, противостоящих несправедливости, стала актуальной в последний год. Иные сцены спектакля взрослый зритель наблюдает, зная о проходящих по всей стране акциях протеста, в которых, как говорят, активнее, чем прежде, участвует молодёжь (хотя премьера «Короля Матиуша» случилась раньше, чем такие разговоры начались). Атмосфера в зале начинает напоминать заседание Учредительного собрания: юные зрители по своей инициативе шумно участвуют в голосовании, происходящем на сцене, и кажется, что вот-вот тоже захватят власть в зале.
Перспективы победы детей-максималистов над костным и коррумпированным взрослым миром Корчак явно оценивал скептически. Для создателей новосибирского «Матиуша» двусмысленность показанной ситуации (дети победили, но это привело к новой войне) – одна из причин, почему спектакль объявлен лекцией, а в самый напряжённый момент представление превращается в подобие суда над литературными героями, модного лет 90 назад. Кто виноват в том, что зло торжествует вопреки благим намерениям?
«Мой дед даровал своим подданным свободу, но ничего хорошего из этого не получилось. На него совершили покушение, и он погиб. А народу стало даже хуже, чем прежде. Мой отец воздвиг величественный монумент свободе… Но какое это имеет значение, когда по-прежнему существуют войны, бедные люди, несчастные люди? Я приказал воздвигнуть величественное здание парламента. И ничего не изменилось», – признаётся один из высокопоставленных персонажей (кстати, и один из развязавших войну). Действительно ли любой утопии, любой борьбе с несправедливостью суждено закончиться крахом? Зритель не получает однозначного ответа. Он сам должен найти его.
Возможно, кому-то для этого придётся подрасти.
Юному королю предстоит избавиться от многих иллюзий,
но не утратить идеалов. Фото Натальи Коньшиной.
Источник: газета «Коммуна» | №86 (26730) | Вторник, 31 октября 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...