Вся власть – воображению

Вся власть – воображению
фото показано с : communa.ru

2016-10-31 18:49

Событие | На большой сцене Воронежского концертного зала открылся Второй детский театральный фестиваль «МАРШАК» Зрителей форума, проходящего при поддержке правительства и губернатора Воронежской области, приветствовал первый заместитель председателя областного правительства Владимир Попов.

Он передал поздравления участникам от губернатора Алексея Гордеева. А «дежурный по фестивалю», Заслуженный артист России Камиль Тукаев, зачитал приветствия от председателя Союза театральных деятелей РФ Народного артиста России Александра Калягина и Министра культуры РФ Владимира Мединского.

Виталий Черников

«МАРШАК» – это не только 26 спектаклей (в том числе таких известных коллективов, как РАМТ, Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, Центральный театр кукол имени С. В. Образцова, «Практика», Александринский театр), но и мастер-классы, и творческие встречи. Как было отмечено в приветственном слове главы региона, многожанровость фестиваля «поможет шире представить театральное пространство, проследить развитие артистических инициатив».


В этом году «МАРШАК» обрёл международный статус: обещаны спектакли из Германии и Эстонии. То, что фестиваль открылся постановкой Детского музыкального театра юного актера (Москва), вряд ли случайность. Думаю, выбор пал на этот коллектив потому, что детский он не только из-за тематики представлений и ориентации на юного зрителя.


Юные в этом театре – не только те, кто сидят в зале. В Воронеже москвичи показали мюзикл «Пеппи Длинныйчулок», в котором заняты актёры разных возрастов. На равных играют дети и профессиональные артисты. Основа спектакля, звучавшие в нём музыка и песни, взрослому зрителю знакомы по советскому телефильму, снятому в начале 1980-х.


Лично я хорошо помню с тех пор несколько песен Юлия Кима оттуда, а вот саму картину, признаться, смутно.


Однако не забыл контекста, в котором воспринималась детьми «Пеппи». Это, с одной стороны, повести Владислава Крапивина, главным героем которых был обычно юный одиночка-романтик, самим фактом своего существования противостоящий окружающей серой реальности. Победить её не всегда оказывалось возможным, но можно было из неё бежать. В мир фантазий, на стивенсоновский остров сокровищ – или просто уехав на пароходе, как затравленная «общественностью» героиня «Чучела» Владимира Железникова. С другой стороны – экранизации произведений иностранных авторов, например, Джанни Родари или Астрид Линдгрен, где подобное противостояние также выглядело сюжетообразующим. Появление в некоем городе мальчика или девочки, живущих по своим правилам, которые радикально отличались от иерархичного и архаизированного мира взрослых, заставляющих и своих детей жить по давно устаревшим правилам (или хотя бы лицемерно притворяться, что их соблюдаешь), было сюжетом весьма популярным. Юный пришелец своим примером помогал не только сверстникам, но и самым старшим, понять, что те существовали в пыльном сундуке, а мир за границами крепостных стен запылившихся правил огромен и пёстр.


«Вся власть воображению!» – этот лозунг французских студентов, в 1968 году превративших Париж в город новой революции, эстетической не в меньшей мере, чем социальной, сделался чрезвычайно актуален в застойном СССР благодаря писателям и кинематографистам, обращающимся к юной аудитории. Жизнетворчество Пеппи, Расмуса-бродяги или персонажа Андрея Миронова из «Сказки странствий» вдохновляло не только сотни будущих хиппарей с филфака, но и поэтов и рок-музыкантов конца прошлого века. Например, Александра Литвинова, выступавшего под псевдонимом Веня Д’ркин, или Вадима Кузьмина, более известного как Чёрный Лукич.


Побеждающая силой воображения косность и скуку главная героиня представления, показанного в Воронеже Детским музыкальным театром юного актера, с одной стороны, придумана Астрид Линдгрен, с другой – пустилась с книжных страниц в самостоятельное путешествие благодаря Владимиру Дашкевичу и Юлию Киму.


Как говорится, «наша, советская» Пеппи. Ненавязчивые отсылки к эстетике советского детского кино (не только конкретной экранизации повести шведской писательницы) в спектакле вполне ощутимы. Однако Пеппи и её друзей играют дети уже XXI века – ощущают ли они тот посыл, который казался важным в 1984 году? Воспринимают ли произносимые слова (например, что «каждый человек может ходить как ему вздумается») в качестве призыва к освобождению?


Важное отличие этого спектакля от других, ставившихся на бескрайних просторах страны, – в том, что исполнительница роли Пеппи если и старше своей героини, то ненамного, а потому понимает её гораздо больше, чем взрослые актрисы. Они, играя эту героиню Линдгрен, всегда особенно рисковали переборщить с эксцентричностью. Та Пеппи, которую мы увидели на сцене Воронежского концертного зала, всё-таки «просто девочка», она вполне органична и убедительна не только когда веселится и скачет, но и когда грустит и вздыхает.


– До этого фестиваля мы побывали в Баку, Тбилиси, Ереване и Сухуми, – рассказал воронежским зрителям, когда отшумели аплодисменты и крики «браво!», художественный руководитель театра Александр Фёдоров, – а сегодня ночью часть группы улетает в Бишкек, Астану, Ташкент и Самарканд. Пожелайте нам хороших гастролей! В нашем театре есть мюзикл «Оливер». Название самой популярной песни оттуда по-русски звучит так: «Считай, что мой дом – твой дом». Сегодня у нас в Москве есть новый дом. Правительство Москвы подарило нам в этом году здание, четырёхэтажный особняк в центре столицы, выделило огромные деньги на реконструкцию. В 2018 году у нас будет большой современный красивый театр. Но и сейчас мы всегда ждём вас к себе в гости. Считайте, что наш дом – ваш дом!


Фестиваль открылся мюзиклом «Пеппи Длинныйчулок». Фото Михаила Квасова.

Источник: газета «Коммуна», № 87 (26627) | Вторник, 1 ноября 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

пеппи дом театр стороны маршак фестиваль линдгрен открылся