«Ямская слобода» расширяет границы

«Ямская слобода» расширяет границы
фото показано с : communa.ru

2017-8-14 16:42

Книжная полка | Одним из главных героев «седьмого отделения» сборника, продолжающего традиции воронежских губернских издателей и литераторов, стал Осип Мандельштам Листая альманах «Ямская слобода» за несколько лет, разумеется, и читатель, незнакомый прежде с местным литпроцессом, может выявить, каков постоянный круг авторов.

На страницах нынешнего можно прочесть стихи Валентина Нервина, Сергея Попова, прозу Александра Бунеева и Марка Берколайко, статьи Олега Ласунского и Аллы Ботниковой.

Кое-кто, как поэт Галина Умывакина или историк литературы Олег Ласунский, в «отделение 7» попал на особую «полочку» – ещё и как юбиляры.

Виталий Черников

Разумеется, варение в собственном творческом соку – не то, о чём мечтается авторам, да и читателям. И надо отдать должное редактору-составителю Дмитрию Дьякову, который (видимо, при помощи редколлегии) находит авторов не только в Воронеже, но и далеко за её пределами. Порой не только в других странах, но и в других столетиях.


На последней странице обложки каждого выпуска размещены имена его авторов. Их количество растёт. Самый младший автор последнего сборника родился в 1971 году – насколько адекватно это нынешнему состоянию местной литературы? В один из предыдущих выпусков альманаха, помнится, была включена подборка стихов воронежской поэтической молодёжи. Хотелось бы увидеть подобную и на страницах восьмого отделения.


Постоянная тема «Ямской слободы» – обращение к творчеству воронежцев, ушедших от нас. На этот раз в альманах включена подборка стихов журналиста Александра Сорокина. Его памяти посвятил Владимир Колобов очерк о том, как Анатолий Жигулин писал, а потом пробивал в печати повесть «Чёрные камни». В основе публикации – дневники поэта.


Уже не впервые в альманахе публикуются материалы, связанные с именем писателя-фронтовика Юрия Гончарова. Содержание нынешней публикации для кого-то, думаю, станет сюрпризом. Юрий Данилович представлен на сей раз в качестве художника.


«Изучение творческой биографии писателя, конечно, надо строить на прочтении литературных текстов. Но в случае с Ю. Д. Гончаровым этого будет недостаточно», – считает автор статьи о нём Тамара Дьякова.


2016-й, как известно, был объявлен в России Годом кино. Один из наших земляков, сыгравший огромную роль в истории отечественного кинематографа, – сценарист Евгений Габрилович. Мы и поныне помним многие из фильмов, снятых по его сценариям, – «Начало», «Коммунист», «Два бойца». Но почти неизвестен Габрилович-литератор. В начале 1920-х он стал участником одной из группировок отечественных экспрессионистов. < Потом и журналистикой занимался… Напоминанием о тех временах стали два текста: рассказ «Первая любовь» и газетный очерк «Мясо», который составитель называет в предисловии «триллером» – Габрилович «описывает советскую скотобойню, где убийство чётко и размеренно поставлено на конвейер, который набирает обороты и уже не может остановиться».


Прошлогоднее 125-летие со дня рождения Осипа Мандельштама, как напоминает предисловие к альманаху, «породило немало событий, отзвуки которых вы найдёте и на страницах этого отделения альманаха».


Однажды к опальному поэту пришли гости – студенты Воронежского университета Константин Гусев и Яков Гершанович. Пришли, чтобы поспорить и, возможно, прочитать Мандельштаму свои стихи. Первый, по крайней мере, в родном городе обрёл известность и выпустил некоторое количество поэтических сборников. Второй же погиб на войне и при жизни не печатался: долгое время считалось, что стихи его не уцелели. Но недавно выяснилось, что старая тетрадь с творениями Гершановича 1933-1936 годов хранится в Липецке, у его внучки. «Сразу отмечаешь: эти стихи не похожи на те, которые появлялись тогда в воронежской периодике», – отмечает составитель альманаха в предисловии к подборке.


Показательны строки из стихотворения, названного «Пустые глаза» и датированного 1936 годом:

Я завидую яблокам спелым,

На щеках расцветающим

ярко.

У меня душа Кавалерова,

Только мельче, пониже рангом.

Кавалеров – персонаж написанного почти десятью годами ранее романа Юрия Олеши «Зависть». Интеллигент, осознающий свою несовместимость с эпохой. В разгар нэпа и одновременно формирования нового человека, «человека советского», такие воспринимались как «уходящая натура», маргиналы, вызывающие у новых хозяев жизни брезгливую насмешку. К 1936 году «кавалеровых» активно расстреливали, сажали, ссылали, и признание в некоей близости этому человеческому типу выглядело идеологической диверсией. Неудивительно, что Гершанович при жизни не печатался.


С интересом перечитал статью Дмитрия Дьякова «Воронежский Союз писателей: испытание Мандельштамом». Некоторое время назад она прозвучала как доклад на Мандельштамовских чтениях в стенах ВГУ. Автор попытался ответить на вопрос, что представляло собой писательское сообщество ЦЧО к моменту, когда поэт оказался в нашем городе. Вывод неутешителен: «К сожалению, проверку эту они не выдержали, о чём на склоне лет (кто дожил до старости) сожалели или, в крайнем случае, предпочитали отмалчиваться… Иначе пришлось бы признать: главное, что было в их долгой творческой жизни – это те самые 1057 дней, когда неподалёку от них жил великий поэт».


«Воронеж, блажь, Воронеж – ворон, нож», – этой строкой из Мандельштама назвал свои воспоминания московский прозаик Владимир Шаров. Ему довелось учиться в Воронежском университете. В наш город он попал по совету преподававшего здесь историка-античника Александра Немировского. Позже здешние впечатления причудливым образом трансформируются в романе «След в след» (отдельные фразы оттуда в очерке воспроизведены почти дословно). Читая мемуары Шарова, опубликованные в «Ямской слободе», находишь подтверждение своим подозрениям, что некоторые из реальных людей стали прототипами персонажей той книги. В их числе – подруга Осипа и Надежды Мандельштамов Наталья Штемпель.

Источник: газета «Коммуна» |№64 (26708) | Вторник, 15 августа 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

стихи авторов страницах альманаха александра поэт автор отделения