Живое наследие

Живое наследие
фото показано с : communa.ru

2016-6-7 18:44

Дневник Международного платоновского фестиваля Выставка «Камерный театр Таирова и Хоонен» – третий совместный проект фестиваля и Бахрушинского музея Людмила Романова, театровед В декабре 2014 года исполнилось 100 лет со дня открытия Камерного театра.

И хотя просуществовал он всего 35 сезонов, след в истории русского театра оставил огромный. Открывая выставку, художественный руководитель Воронежского Камерного Михаил Бычков признался, что, создавая свой театр, он во многом руководствовался идеями Таирова, в частности – идеей синтетического театра.


По словам куратора проекта Марии Липатовой, Воронеж – первый город в России, увидевший эту выставку.


Казалось бы, творчество Андрея Платонова и Александра Таирова никак не связано между собой и даже полярно противоположно. Но, во-первых, они были современниками; во-вторых, оба подверглись незаслуженным гонениям и даже умерли почти одновременно. Вряд ли они даже знали друг о друге, хотя фактически были соседями – Камерный театр находился рядом с Литературным институтом, где Андрей Платонов жил и, если верить легенде, работал дворником. И кто знает, не встречал ли Таиров, проходя мимо, одинокую фигуру великого писателя с метлой в руках.


Синтетический театр Таирова предполагал владение всеми жанрами – от высокой трагедии («Федра» Ж. Расина) до оперетки («Жирофле-Жировля» Ш. Лекока). И примой театра была ученица Станиславского Алиса Коонен, успешно начавшая свой путь на сцене Московского художественного ролями Митиль в «Синей птице», Анитры в «Пер Гюнте» и Маши в «Живом трупе».


Таиров и Коонен встретились в 1913 году, и она покинула МХТ, готовая разделить с любимым человеком его судьбу и судьбу созданного им театра.


Что представлено на выставке? Что осталось от хрупкого мира таировского театра? Афиши, эскизы костюмов и декораций, несколько макетов и воспроизведенные костюмы, в частности, Федры и Жирофле-Жирофля. Подлинные здесь только котурны, в которых Коонен играла Федру.


Воспроизведен также уголок их квартиры, которая находилась над закулисной частью театра. Пытаешься представить себе жизнь в этой квартире, наполненной творчеством и любовью.


Таиров создавал свои спектакли в содружестве с выдающимися художниками своего времени. Один из первых спектаклей – «Сакунталу», в основе которой лежит индийская легенда, Павел Кузнецов оформил в символистском духе. А скажем, в «Саломее» О. Уайльда, которую оформляет Александра Экстер, или в знаменитой «Федре» (художник Александр Веснин) отчётливо просматривается кубизм, которым так увлекались в 1920-е годы.


Изящно, ажурно и легкомысленно оформлена Георгием Якуловым оперетка «Жирофле-Жирофля», а у братьев Георгия и Владимира Стенбергов в «Грозе» сценография и костюмы лаконичны и сдержанны.


Известно, что Таиров много ставил западной драматургии, за что подвергался суровой критике. А зрители ломились на «Мадам Бовари» Флобера и «Любовь под вязами» О,Нила, где Алиса Коонен сыграла свои лучшие роли. Декорации обоих этих спектаклей разворачивались в двухъярусных конструкциях, где действие могло идти одновременно на нескольких площадках.


Чрезвычайно красочно, в народно-лубочном духе, оформление Павла Баженова к печально знаменитому спектаклю «Богатыри» по сценарию Д. Бедного, поставленному в разгар «большого террора» и обвиненному в издевательстве над русскими былинами. Спектакль был тут же запрещен, а Таиров едва спасся от ареста. Спасла «охранная грамота» в виде знаменитой «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, макет и эскизы к которой тоже представлены. Знаменитая дорога Вадима Рындина, по которой с помоста уходил матросский полк, суровость и аскетизм…


Спектаклем, которым в 1949 году закрывался навсегда Камерный театр, была «Адриенна Лекувер» Э. Скриба. Последний раз Коонен надела изумительный костюм придворной артистки, сшитый по эскизу Бориса Фердинандова. Через год, сломленный разгромом своего детища, Таиров умирает, и формально история Камерного заканчивается. Но память о нем оказалась сильнее всех прихотей времени. Созданы воспоминания и исследования, изданы мемуары Алисы Коонен.


И выставка в Воронеже – тоже дань памяти двум великим деятелям русского театра.


Воронежцы смогли полюбоваться и костюмами, созданными

для спектаклей Камерного Фото Михаила Вязового

Источник: газета «Коммуна», №45 (26585) | Вторник, 7 июня 2016 года

.

Подробнее читайте на ...

театра таиров коонен театр камерного таирова камерный спектаклей