2017-10-13 19:39 |
На злобу дня | Небывалый урожай хлеба на полях России в нынешнем году для самих аграриев оборачивается горечью и разочарованием В стране – праздник, эйфория. Звучат фанфары, по телевизору только и слышишь: аграрии установили очередной рекорд.
Валовой сбор зерна уже составил 126 миллионов тонн. А то ли еще будет – 150 миллионов не за горами!
Иван САВЧЕНКО,
генеральный директор
Агрофирмы «Павловская нива»
Самих же аграриев из-за фанфар не слышно и не видно. Да, то, что цена зерна упала ниже его себестоимости, признано даже нашим родным министром Александром Ткачевым. Но, во-первых, это упоминается как-то мимоходом, во-вторых, самого министра, похоже, никто не слышит…
Нет, формально проблемой все «как бы» обеспокоены – в Минсельхозе создан штаб по решению проблем реализации излишков зерна, регулярно проводятся видеоконференции, с высоких трибун даже следуют грозные вопросы, вроде такого: «Кто конкретно у вас в области отвечает за продажи зерна? Назовите фамилию!» Кто-то пеняет на недостаток вагонов, железнодорожники бойко парируют на сверхнормативные простои вагонов под загрузкой у заказчиков…
В общем, всё как всегда. И как всегда демонстрируется удивительное неумение или нежелание выделить и определить причины возникшей проблемы и наметить пути ее решения. А они просты и понятны. Коль мы становимся экспортной державой по хлебу, о чем говорится с величайшей гордостью, то и надо поставить сам экспорт на современный, соответствующий духу времени уровень. И надо ответственно признать: сегодня главная причина – в недостатке портовых мощностей для отгрузки зерна. Какие там 150 миллионов тонн! Еще месяц назад при прогнозе нашего Минсельхоза в 110 миллионов тонн министр Ткачев обозначал экспортный потенциал в 40 миллионов тонн. Следовательно, при факте 126 миллионов тонн экспортировать надо уже 56 миллионов тонн!
При этом в возможности среднемесячной отгрузки более четырех миллионов тонн никто из серьезных специалистов не верит, учитывая в том числе и наши мелководные порты Азовского бассейна, которые то и дело закрываются при первом же мало-мальски серьезном ветре с берега. Таким образом, экспортные 56 миллионов тонн мы будем вывозить 14 месяцев. А там, не дай Бог, крестьяне новый рекорд учинят…
И на этом фоне чиновники от сельского хозяйства шлют нам письма с «настоятельными рекомендациями» увеличивать посевной клин озимых. В других регионах, судя по информации в сетях, эти рекомендации носят даже характер прямого давления – ведь обозначенные 150 миллионов тонн надо выполнять.
Кстати говоря, я лично считаю цифру в 150 миллионов тонн реальной при погодных условиях, идентичных сезонам 2016 и 2017 годов. Более того, я очень хочу, чтобы эта грандиозная задача, в конце концов, была реализована, и горжусь тем, что наш коллектив вносит свою лепту в ее решение.
В нынешнем году мы получили по 45,6 центнера зерна с гектара. («Павловская нива» работает далеко не на самых богатых почвах юга Воронежской области, к тому же в засушливых условиях. – И. С. ). Наши агрономы и механизаторы убеждены: это для нас не предел, как не предел и для всей Воронежской области валовка, которая получена в нынешнем году. Так что замаячившие на горизонте 150 миллионов, безусловно, вполне достижимы.
Но, уважаемые господа, без кардинального увеличения портовых мощностей ставить указанную задачу не только бесполезно, но и безнравственно.
Что значат для конкретного хозяйства только на первый взгляд не катастрофично звучащие слова «продать полученную продукцию ниже себестоимости»? Это означает работать себе в убыток! А это, в свою очередь, означает как минимум неизбежное сокращение затрат под урожай следующего года и нулевую инвестиционную активность. Говоря еще проще, это сокращение объемов производства и никаких вложений в развитие, в обновление техники и других средств производства.
И это картинка для среднестатистического хозяйства. Для хозяйства, которое позволило себе в предыдущие годы серьезно вложиться в инвестиции, нынешняя ситуация с ценами вполне может обернуться даже их банкротством.
Да, наверное, надо проводить чемпионат мира по футболу и строить мост на остров Русский, надо создавать парк «Зарядье» в Москве, но и возведение новых зерновых терминалов должно стать приоритетной задачей.
Мне скажут: «На все денег не хватает».
Не хватает, уверен,– прежде всего понимания важности проблемы.
Дополнительные деньги можно (и крайне нужно!) найти всегда. Например, введите пошлину на вывоз из страны минеральных удобрений. Для тех, кто не знает: 90 процентов производимых в стране гранул плодородия ежегодно вывозится за рубеж и без единого рубля пошлины. В том числе и в страны, которые активно голосуют за введение санкций против России. Если бы она (пошлина) была введена, государство выиграло бы дважды.
Появились бы дополнительные деньги в бюджете (в том числе на стимулирование строительства зерновых терминалов, и не только). За счет вероятного сокращения экспорта удобрений их получили бы наши изголодавшиеся поля. (Внесение минеральных удобрений в России в разы меньше, чем в развитых странах – Германии, Голландии, Франции и др. ). А подобное неизбежно привело бы к увеличению объемов производства в стране того же зерна, что значительно увеличило бы общий приток валютной выручки страны.
Хорошо: что-то не позволяет обидеть наших химических королей и таким образом решить проблему. Тогда введите льготы для тех, кто построит новые терминалы. Заинтересуйте бизнес – и вопрос будет решен. Но уж если совсем нет желания решать вопрос правильно, решите его неправильно. Соберите необходимые средства с нас, с крестьян, но аннулируйте проблему. Благо такого, с позволения сказать, «опыта» у нас в стране не занимать. В свое время и энергетики, и газпромовцы – самые «бедные» в стране компании – ввели не поддающиеся здравому смыслу правила. Хочешь покупать электроэнергию на новые мощности – изволь заплатить за «технологическое присоединение» миллионы рублей, хочешь покупать газ – оплати уличные газопроводы, а потом еще и предоплату за потребление газа или электроэнергии выложи за месяц вперед.
Очень хотелось бы увидеть глаза господина Миллера, когда он пришел бы в магазин за хлебом, а ему сказали: «Заплатите за месяц вперед и, пожалуйста, выбирайте! Да смотрите, если переберете или недоберете – придется еще и штраф заплатить…»
Но даже такое, по аналогии дурацкое решение – сначала содрать деньги с крестьян, на них построить зерновые терминалы, а затем с тех же крестьян брать деньги за отгрузку через эти терминалы зерна, произведенного российскими крестьянами почти без удобрений, будет лучше, чем то, что имеем сегодня
Вот оно, зерно урожая 2017 года. Фото Оксаны Дрепиной.
Источник: газета «Коммуна» | №81 (26725) | Пятница, 13 октября 2017 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...