2020-2-22 16:31 |
Общество | Во вторник губернатор Александр Гусев провёл прямой эфир с аудиторией социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» Дебют главы региона в новом формате интернет-общения объявили заранее, предложив всем желающим оставлять вопросы на его страничках в популярных соцсетях.
Наталья СТОЛПОВСКАЯ
Прямой эфир объявили ровно за сутки до часа икс, и было интересно наблюдать за тем, как рос список вопросов губернатору и что это были за вопросы. Многие из них практически совпадали с теми, что звучат в СМИ, и в том числе в Интернете уже не первый месяц и даже не первый год. Воронежцы интересовались судьбой яблоневых садов, строительством новых школ и детских садов, проблемой сбора мусора, в том числе и в сельской местности. Наконец, результатами борьбы со ставшим притчей во языцех неприятным запахом, время от времени появляющимся в областном центре.
Судя по стилю некоторых вопросов, их задавали не обычные граждане, а представители СМИ. И это вполне объяснимо: зачастую оперативно получить ответ из больших кабинетов можно лишь на вот такой «прямой линии». Ну а то, о чём спрашивали обычные пользователи соцсетей, в большинстве случаев не имело отношения к компетенции губернатора. И это тоже понятно: люди в массе своей не различают круг ответственности губернатора от полномочий федеральных органов или мэрии Воронежа. Та же история, что и с «Прямой линией» Президента – народ использует любую возможность, чтобы спросить о наболевшем. Стоит отметить и то, что на многие обращения воронежцев достаточно оперативно там же, на страничке губернатора, ответили представители профильных департаментов. Зачастую их ответы выглядели, как: «да, мы вас услышали», «будем принимать меры» и т. п. Какие же реально будут предприняты шаги, ещё предстоит увидеть.
К слову, по аналогии с президентскими «Прямыми линиями» здесь так же было выбрано не очень удачное время для эфира – 10. 30. В будний день в эти часы основная масса пользователей соцсетей находятся на работе либо на учёбе. К мониторам могут прильнуть разве что пенсионеры. И всё же, несмотря ни на что, воронежцы с интересом отнеслись к «прямой линии». На страничке губернатора «ВКонтакте» Александру Викторовичу предварительно адресовали около ста вопросов и различных реплик. В «Одноклассниках» под постом о готовящемся эфире их было не меньше.
Общение началось с ответов губернатора на уже полученные вопросы. В число первых попали те, которые касались поддержки семей с детьми. Далее, в соответствии с утверждённым в анонсах перечнем, пошли вопросы о раздельном сборе мусора, капремонте социальных объектов, строительстве новых школ и детских садов, поддержке малого и среднего бизнеса и т. д.
Озвучивали их модераторы – радиоведущий Никита Кочергов и блогер Валерия Робустова. Поначалу в рамках предложенной ей роли Валерия довольно бойко зачитывала вопросы с листочка. Под конец эфира она, явно, устала. Одновременно в чате тех же «ВК» (напомню: основной смысл проведения подобных «прямых эфиров» – живое общение с пользователями соцсетей) безостановочным потоком шли вопросы, возникали реплики, комментарии. И ни один из них не был зачитан, не вошёл в живой эфир. Кстати, наше издание постаралось честно соблюсти законы жанра и практически в режиме реального времени давало на сайт «Коммуны» ответы губернатора на самые острые вопросы.
Ну а те, кто смотрел трансляцию в соцсетях, смогли убедиться, что регионом руководит человек со своей чёткой позицией по многим спорным вопросам (да, яблоневый сад, о который сломали столько копий сотни горожан, Александр Гусев не считает достоянием и ценностью, и да, раздельный сбор мусора – проблема воспитания). Смогли услышать, что Александр Викторович может довольно образно говорить, шутить и, как результат – собирать одобрительные лайки. К большому сожалению, мы не услышали ответы на вопросы, которые сыпались в чат непосредственно в момент эфира. Почему ведущие даже не попытались их озвучить – непонятно. В результате первое впечатление о новом формате общения довольно сложное. К слову, в более демократичные времена могли вывести в «прямой эфир» человека, задающего вопрос. Здесь же, видимо, не стали рисковать.
Сам губернатор честно заметил в финале, что для него «не самоцель показывать такую супероткрытость».
– Не скрою, что я не сам пишу каждый комментарий, – признался Александр Гусев в ответ на приглашение пообщаться вживую с пользователями канала YouTube. – Конечно, мы с коллегами проговариваем, каково у меня мнение, какая реакция на то или иное событие. Это пишется и мною, и моими коллегами. Но это точно – моё мнение!
Как подметил глава региона, если он оставит все дела и засядет за ответы в соцсетях, некому будет выполнять огромный пласт работы по организации текущих и стратегических процессов, а потом их контролировать.
Тем не менее, в финале Александр Гусев согласился с тем, что подобные «прямые линии» неплохо бы проводить с главами районов Воронежской области. Пусть узнают честное мнение народа о своей работе.
– Им нужно привыкать общаться с такой массовой аудиторией, – заключил глава региона. И мы, конечно, будем ждать новых интересных встреч в эфире. Надеемся, что, с учётом первого опыта ,их всё-таки подтянут к формату живого общения в соцсетях. В любом случае, пробная практика подобного общения губернатора с аудиторией заслуживает одобрения и продолжения.
Так получилось, что с просьбой прокомментировать присутствие чиновников высокого ранга в соцсетях мы обратились к председателю Воронежского клуба политологов Роману САВЕНКОВУ, ещё не зная о готовящейся «прямой линии». Вот как он видит проблему:
– Социальные сети – прекрасная техническая возможность для быстрого общения, обмена фото-и видеоматериалом, которые можно эффективно использовать для решения политических задач. Политики применяют их с разными целями. Например, президент США Д. Трамп через Твиттер сообщает новости, делает заявления. Такие новости, не являясь официальной информацией, становятся предметом обсуждений и реакции в МИДах всех ключевых стран. Европейские политики разного уровня через социальные сети стремятся подчеркнуть свою «человечность», в постоянном режиме рассказывают о своей семье, увлечениях…
К примеру, воронежские депутаты в Госдуме так и используют «Фейсбук» и «ВКонтакте». На многих пользователей хорошее впечатление производят поздравления с днем рождения от политиков. Пресс-службы губернаторов используют социальные сети для информирования о встречах и впечатлениях первого лица региона через публикацию удобных коротких сообщений и фото. В соцсетях можно позволить себе чуть больше, чем на сайте официального органа власти.
Уверен, что у губернаторов нет для самостоятельной работы в социальных сетях ни времени, ни навыков. Мало кто верит, что коммуницирует напрямую с губернатором. Хотя идея правильная, социальные сети – самые посещаемые интернет-платформы, через них можно как минимум напомнить имя главы региона.
Считаю, что социальные сети неудобная площадка для дискуссии и разъяснения позиции власти. Всегда появляются пользователи, которые частыми репликами «засыпают» центральную идею, уводят дискуссию в сторону, высмеивают власть. Чтобы доминировать на своей собственной странице, необходимы активные единомышленники-комментаторы. При этом большинство пользователей, скорее всего, не будут дочитывать бессмысленный диалог. Затрат много, а пользы для власти – мало. Итог: социальные сети пока навязанный сверху инструмент «напоминания» о власти, возможность демонстрации её человеческого лица.
Важно иметь в виду и то, что пользователи сетей пользуются слабой коммуникативной позицией власти в соцсетях и вываливают там своё недовольство и раздражение. Разумеется, это снижает мотивацию первых лиц к использованию соцсетей для конструктивного диалога. Но повод заглянуть на страницу губернатора теперь есть.
Источник: газета «Коммуна» | № 13 (26961) | Пятница, 21 февраля 2020 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...