2017-12-7 19:46 |
Аналитика | Выживалы. Так можно назвать 20 миллионов человек, которые в России находятся за чертой бедности Ведь они на самом деле не живут, а именно выживают. И это – серьёзный порок. Но не людей, а государства.
Неслучайно во время недавнего интервью пяти телеканалам Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев получил вопрос о борьбе с бедностью. Он назвал её одной из самых «кричащих» проблем.
|Анатолий ХРУСТАЛЁВ
г. Воронеж
Выживалы
Игорь Полетаев (РБК) привёл прогноз экономистов: бедность удастся победить только лет через семь. А за этой чертой находятся 20 миллионов человек, сказал журналист. «Бедность является оборотной стороной недоразвитости в экономике, – признал Дмитрий Медведев. – Потому что не может быть ситуации, когда экономика находится в сломанном состоянии, а бедных вообще нет». Глава правительства отметил, что малоимущих сейчас всё же существенно меньше, чем 10-15 лет назад. Тогда ниже положенного уровня существовали около 30 миллионов человек.
Сомнительно, что таким достижением можно гордиться. Хорошо хоть, что Премьер-министр признал нынешний показатель всё равно очень большим. А далее – главное. Он рассказал о мерах, которые предпринимаются, чтобы сгладить острейшую проблему.
«Очень важно, чтобы мы за счёт консолидированных усилий предпринимали реальные шаги, направленные на борьбу с бедностью», – подчеркнул Дмитрий Медведев. И здесь не всё так просто. Нельзя сделать «лучше экономику» – и сразу получить снижение числа бедных. Здесь нужна именно системная работа. Во-первых, надо доводить до ума адресность помощи населению. Премьер напомнил об индексации пенсий по инфляции, о специальных программах, направленных на помощь людям с ограниченными возможностями. Что касается помощи родителям, то он привёл в пример успех программы материнского капитала, которую Владимир Путин предложил продлить до 2021 года. Назвал он и другие предложенные Президентом меры – в частности, пособие семьям при рождении первого ребёнка. По словам главы Кабмина, оно будет именно адресным. И ещё одна важная мера: семьям, которые заводят второго и третьего ребёнка, будут субсидировать ипотечные кредиты сверх шести процентов. А ещё они смогут получать маткапитал в виде пособий. Все эти решения, убеждён, по информации rg. ru, глава Правительства, помогут тем, у кого проблемы с материальным положением.
На первый взгляд, сказанному стоит только аплодировать. Но реакция россиян оказалась иной. О ней можно было судить по бегущей строке ТВ-канала ОТР, на вечерней передаче которого специалисты обсуждали затронутую тему. Так вот, диапазон этой реакции, за очень редкими исключениями, оказался таким: от возмущения до смеха. Почему? Думается, именно потому, что глава Правительства не назвал задачу искоренения бедности в России приоритетной. Не предложил создать какой-то компетентный орган, который бы взялся за разработку конкретной программы ликвидации этого стыдного для такой великой страны, как Россия, явления. Вёл речь только о мерах по смягчению ситуации, сглаживанию проблемы, а не о путях кардинального её решения. Этого, явно, недостаточно для тех 20 миллионов россиян, которые находятся за чертой бедности. И, похоже, в бегущей строке была отражена именно их реакция.
Ниже среднего уровня
Опустимся на региональный уровень и посмотрим, как здесь обстоят дела. Богатую пищу для размышлений и, прямо скажу, неутешительных выводов дала недавняя публикация Воронежстатом данных о распределении населения Воронежской области по размеру среднедушевого денежного дохода в 2016 году.
Но прежде перехода к конкретике стоит объяснить, что среднедушевой доход – это средний номинальный доход, выраженный в денежной форме без учёта налогов, приходящийся на одного человека (в данном случае – в Воронежской области). Так вот, доходы ниже среднего уровня имели 64,7 процента населения. Если говорить конкретно, то более 148 тысяч человек имели доходы до 7000 рублей, 192 тысячи – от 7000 до 10000 рублей, 292 тысячи – от 10000 до 14000 рублей, почти 344 тысячи – от 14000 до 19000 рублей, более 428 тысяч – от 19000 до 27000 рублей. При этом среднедушевые денежные доходы от 27000 до 45000 рублей имели почти 529 тысяч человек, от 45000 до 60000 рублей – 188,6 тысячи человек, а свыше 60000 рублей – 229,5 тысячи человек.
Специалисты Воронежстата в своём отчёте отмечают, что численность населения Воронежской области с доходами ниже среднедушевого составила 1 миллион 511,4 тысячи человек, а численность населения с доходами ниже прожиточного минимума – 218 тысяч человек. Примечательно, что среднедушевые денежные доходы десятипроцентной группы населения с наивысшими доходами в 2016 году составили в среднем за месяц 89729 рублей, тогда как у десяти процентов наименее обеспеченных они не превысили 5891 рубля. Вычтите из такой суммы бедняков обязательные платежи – и вы поймёте, что им ох как непросто показывать чудеса выживания
«Это не бедность, это нищета»
В показателях по Воронежской области ничего удивительного нет, поскольку реальные располагаемые денежные доходы жителей страны (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке Росстата, в октябре 2017 года снизились на 1,3 процента по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Стоит подчеркнуть, что предыдущие три года реальные доходы населения также снижались: в 2016 году они упали на 5,9 процента, в 2015-м – на 3,2 процента, а в 2014-м – на 0,7 процента, сообщает ru.
Правительство РФ недавно заявило, что с нового года минимальную зарплату приблизят к уровню прожиточного минимума. Но каков реальный вес этих устремлений, объяснил в статье, опубликованной в еженедельнике «Аргументы и Факты», экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Планируется, что с 1 января 2018 года минимальная зарплата вырастет до 9489 рублей (85 процентов от прожиточного минимума), а в 2019 году сравняется с ним. Улучшит ли это положение жителей РФ? – спрашивает автор статьи. – Ведь даже повышенная российская минималка оказывается меньше, чем та, что получают граждане Конго или Гондураса. Давайте определимся с одной простой вещью: доходы ниже прожиточного минимума – это не бедность, это нищета. Говоря проще, прожиточный минимум позволяет человеку (работающему!) не сдохнуть. Вернее, не сдохнуть быстро, потому что он сильно занижен. Гарантирование прожиточного минимума – это гарантирование права на жизнь. Государство с 1 января 2019 года гарантирует право на жизнь только работающим полный рабочий день, и только работающим легально. Это 60 процентов людей в трудоспособном возрасте. Остальные 40 процентов – домохозяйки, безработные, инвалиды – могут подыхать. Равно как и те, кто по разным причинам работать не может, – дети, студенты.
Нам говорят, что денег нет. Но, по официальным данным Минфина, на 1 октября неиспользуемые остатки средств федерального бюджета – 7,2 триллиона рублей. Большая их часть была выведена из страны и пошла на поддержку финансовых систем тех государств, которые развязали против нас новую холодную войну. Нынешний прожиточный минимум по калорийности включённых в него продуктов примерно соответствует тому, что получали немецкие военнопленные в советских лагерях во время Великой Отечественной войны. Новый МРОТ – это отрицание права граждан Российской Федерации на жизнь». Так считает известный экономист.
Сказано резко, жёстко. Думается, поэтому статья и снабжена пометкой «Мнение автора может не совпадать с позицией редакции». Но при этом, наверное, стоит всё-таки подумать над сказанным, соотнести его с реальностью и сделать свой вывод.
.
Подробнее читайте на communa.ru ...