Орфей приплывает в «Х.Л.А.М»

Орфей приплывает в «Х.Л.А.М»
фото показано с : communa.ru

2017-3-7 20:36

Судьба | В воронежской галерее проходит выставка рисунков Валерия Исаянца – поэта-странника Вышло у него всего два сборника, один – в 1970-е, второй – в 2013 году. Между двумя небольшими книжками многое уместилось.

В 1970-е поэт был собеседником Анастасии Цветаевой и Арсения Тарковского, в 1990-е – обладателем статуса «без определённого места жительства» (хотя, видимо, начал идти к своей бездомности гораздо раньше).

Виталий Черников

Странствовал по стране; порой даже, говорят, жил в лесу. Даже те, кого волновала его судьба, не всегда знали, где он, что с ним… Жив ли. Характерно, что где-то в комментариях к опубликованным несколько лет назад воспоминаниям Анастасии Цветаевой, главным героем которой был молодой Валерий Исаянц, неуверенно сообщалось, что в таком-то году кто-то вроде бы видел его в Москве.


Благодаря тем мемуарам многие впервые услышали о таком поэте и, что не менее важно, прочли несколько его стихотворений. Но в Воронеже и 10-15 лет назад жили те, для кого имя Исаянца было важно.


Благодаря их усилиям в одном из московских издательств вышел в свет второй его сборник. В качестве иллюстраций были использованы рисунки, сделанные поэтом. Рисунки, неотделимые ни от его поэзии, ни от его судьбы.


– Ещё девять лет назад было очевидно, что такая выставка нужна, – рассказывает директор галереи «Х. Л. А. М» Алексей Горбунов. – Всё это время я надеялся, что удастся издать каталог. Общался даже с представителем армянской диаспоры. Но тот проект сорвался.


В 2013 году у Исаянца вышла книга, её презентация проходила у нас. Идея выставки витала в воздухе. Потом инициативу проявили москвичи из музея наивного искусства…


Выставка сформирована на основе работ, хранящихся в трёх коллекциях: галереи «Х. Л. А. М», Михаила Болгова, Виктора Коробкова. Алексей Горбунов признаётся, что на стенах старались разместить те, к которым имеется комментарий автора – его расшифровывал с диктофонных записей Болгов. «Молодые люди, когда читают, радуются, удивляются парадоксальности мышления».


Вот такой, например, комментарий к работе «Созерцание (Орфей приплывает в ад)»: «Написано в п. Рыбачьем под Воронежем, как в скобочках и помечено, когда мне пришлось туда приехать и там жить. Захламлённый берег, и судьба меня к этому берегу толкает.


Вот и приплыл в ад».


В начале 1990-х Михаил Болгов, как рассказал на открытии выставки Алексей Горбунов, побывал на квартире Исаянца. Впрочем, поэту она уже не принадлежала. А его стихи и рисунки новые владельцы отнесли на мусорку. Часть работ, впрочем, удалось спасти.


Отбор рисунков для выставки происходил без участия автора.


– Мы не были даже уверены, что он придёт, – говорит Алексей Горбунов. – Связаться с ним нельзя. Иногда Исаянц заходит к нам, но тут исчез на три недели, и я, конечно, беспокоился. Но несколько дней назад мне сказали, что видели его у ДК машиностроителей.


Перед открытием выставки Исаянц появился в галерее. Пока собирались первые посетители, успел покушать и побеседовать с журналисткой. Та призналась, что чувствует исходящую от пожилого поэта сильную энергию. Собеседник явно был расстроган, но его тихий ответ, сколько ни переслушивай диктофонную запись, совершенно неразборчив. Также почти не слышны оказались стихи, которые он захотел почитать из своей книжки пришедшим на выставку. Но казалось, для слушателя это не важно.


Поэт и художник Валерий Исаянц. Фото Виталия Черникова.

Источник: газета «Коммуна», | №18 (26662) | Вторник, 7 марта 2017 года

.

Подробнее читайте на ...

алексей исаянц горбунов выставки исаянца рисунки важно судьба