Отмена Судного дня

2018-4-19 20:10

Политический дневник Минувшая неделя останется, видимо, в новейшей российской истории отдельной и тревожной страницей. Никогда ещё за более чем двадцатилетний период независимого существования России не звучали в её информационном пространстве откровенные заявления о том, что мир стоит на пороге ядерной войны, что в Сирии возможно первое в истории прямое столкновение американских и российских вооружённых сил со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями, включая возможный обмен ядерными ударами.

Александра Глухова,

доктор политических наук, профессор

Воронежского государственного университета

Не знаю, так ли трагично воспринимали сложившуюся ситуацию в западных СМИ, или американцы привычно обсуждали экономические новости, но российские СМИ почему-то изо всех сил напоминали перепуганным россиянам о Судном дне.


Обострение ситуации произошло из-за трагических событий в сирийской Восточной Гуте, а точнее, в небольшом городке Дума, расположенном в этом оазисе, недалеко от Дамаска. Восточная Гута контролировалась группировками боевиков, что беспокоило Башара Асада и правительственные силы, стремившиеся установить над ней контроль.


Естественно, в городе оставалось и гражданское население, включая женщин и детей. Но, несмотря на это, как утверждают западные источники, были использованы химические отравляющие вещества, вследствие чего погибли мирные жители. Лидеры ведущих государств, включая США, Великобританию и Францию, вину за произошедшее возложили на правящий режим: они заявили о том, что это преступление не останется безнаказанным. Помня о том, что по приказу Дональда Трампа американцы уже наносили воздушные удары по сирийским объектам, где, предположительно, производятся химические заряды, мир замер в тревожном ожидании возможных последствий этого «акта возмездия». Главный вопрос заключался в том, как отреагирует Россия на воздушные удары по территории своего союзника и что из этого выйдет.


К счастью, конец света в виде прямого российско-американского военного столкновения, фактически проанонсированный администрацией США, не состоялся. Хотелось бы думать, что не состоялся потому, что весомого основания для него не было, если, конечно, не считать темы химической атаки в Думе, вокруг которой разыгралась настоящая дипломатическая баталия, уже на уровне Совета Безопасности ООН. Версии и обвинения в адрес друг друга растут как снежный ком, а шансы выявить истинных виновников газовой атаки, если она была, с каждым днем кажутся все более призрачными. Американские удары состоялись, но были не только тщательно выверены (в плане отсутствия жертв), но и четко дозированы. То же самое можно сказать о французских и британских воздушных ударах. В результате довольными остались все: Дональд Трамп, как всегда, при помощи Твиттера, заявил о своем военном триумфе.


Премьер-министр Англии Тереза Мэй и французский президент Эммануэль Макрон подчеркнули, что послали сирийскому президенту «черную метку». Сам Башар Асад, которого обещали уничтожить, более всего доволен тем, что сохранил свои позиции.

Судный день, слава Богу, не состоялся, но и кризис в Сирии никуда не делся. Противостояние и взаимные обвинения не снижаются, но, напротив, становятся все более ожесточенными. В Сирии развернуты «на земле» силы американского, французского и британского спецназа, что вряд ли устраивает «восточных союзников» Башара Асада – Россию и Иран. Западные военные специалисты могут подвергнуться нападениям со стороны различных партизанских сил, что само по себе чревато резкой эскалацией конфликта.


Тот факт, что на данный момент все обошлось, конечно, обнадеживает, однако не факт, что по ходу обострения обстановки военные действия западной коалиции будут такими же символическими, как на этот раз. Хорошо известно, что отбомбившись один раз, трудно остановиться. В любой из стран – участниц конфликта есть силы, которые заинтересованы в поддержании максимального напряжения в отношениях и которых по разным внутриполитическим соображениям устраивает состояние нависшей военной угрозы. Как справедливо отмечают российские военные эксперты, настоящая «большая» война никому, наверное, не нужна, но опасное балансирование на грани войны, очевидно, продолжится.


Беда в том, что гражданской войне в Сирии, осложненной непосредственным вооруженным вмешательством в нее сразу нескольких региональных государств и мировых держав, пока не видно ни конца и ни края. Этот конфликт, начавшийся как внутренний, а затем переросший в международный, будет и дальше генерировать опасные кризисы, в силу чего катастрофическое развитие событий отнюдь не исключено. И дьявол, как обычно, кроется в деталях: могут быть допущены ошибки планирования при выборе целей; возникнуть случайное стечение обстоятельств, при которых погибнут военные одной из стран-участниц конфликта и т. д. Такие «черные лебеди» способны вывести мировую политику на еще более высокий и опасный уровень противостояния.


Вместе с тем текущий кризис показал, что в главных странах западного альянса политики и военные руководствуются пока еще здравым смыслом и опытом, унаследованным из практики «холодной войны». <

Текущий кризис показал, что в главных странах западного альянса политики и военные руководствуются пока еще здравым смыслом и опытом, унаследованным из практики «холодной войны».

Импульсивные и экзальтированные политики, в особенности дилетанты на высоких государственных постах, тем не менее подчинены механизму контроля, существующему, например, в американской политической системе, в силу чего катастрофических решений удается избежать. Частью этого механизма являются военные, которые куда серьезнее политиков относятся к таким понятиям, как «война», «Судный день» и «ядерное оружие». Во всяком случае, апокалиптические предсказания некоторых российских СМИ, рисовавших удары по десяткам целей, сотни крылатых ракет, атакующих все сирийские аэродромы и штабы, по счастью, не стали явью, и, видимо, не могли ею стать: Трампу действительно предложили в качестве целей лишь несколько зданий с эвакуированным персоналом, и он выбрал три из них.

События в Думе стали основанием для обсуждения на Совете по внешней и оборонной политике – неформальном клубе российских внешнеполитических экспертов. Показательно, что даже те из них, кто до сих пор безоговорочно поддерживал сирийскую кампанию, сегодня рассуждают иначе. По словам руководителя Совета Федора Лукьянова, России необходимо произвести ревизию своих целей и реальных возможностей в Сирии. Это в нынешней ситуации не вопрос немедленного ответа, а выработка стратегии, в том числе выхода из кризиса. Уязвимость, по его мнению, будет нарастать. Удар по Сирии показал, что США обладают возможностью с минимальными затратами демонстрировать свою доминирующую роль в регионе. Адресатом демонстрации силы является Турция, от взаимодействия с которой в Сирии Россия критически зависит.


В 2015 году Россия пришла в Сирию для разгрома бойцов запрещенной в РФ группировки ИГИЛ. Эта задача весьма успешно решена, во всяком случае, согласно информации от российского оборонного ведомства. Кроме того, Президент Владимир Путин трижды заявлял о выводе российской группировки из Сирии именно в связи с выполнением поставленной перед нею задачи.


Каковы наши сегодняшние цели? Без ответа на этот вопрос есть риск увязнуть в дебрях ближневосточной политики, в нюансах противоречий между шиитами и суннитами, оказаться в эпицентре древнего и бесконечного противоборства между Ираном и Саудовской Аравией, Ираном и Израилем. Вряд ли это то, что нужно России. Гораздо больше ей сегодня необходима прагматическая внешнеполитическая линия, причем не только по отношению к Сирии, но и по другим направлениям.


Очень трудно жить, трудиться, растить детей в режиме ожидания Судного дня.

Источник: газета «Коммуна» | №30 (26777) | Пятница, 20 апреля 2018 года

.

Подробнее читайте на ...

сирии военные политики силы целей удары войны сил