2020-1-26 12:03 |
К 77-й годовщине освобождения Воронежа Истина познается в сравнении. Этот философский постулат становится более убедительным, когда располагаешь конкретными документами, подтверждающими эту истину Документами, позволяющими сравнивать, к примеру, такие общественные явления, как дисциплина, ответственность и совестливость прошлых лет с теперешними.
А порассуждать на эту темы меня подводит один архивный документ, который мне понадобился в связи с подготовкой к празднованию 77-й годовщины освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.
Но обо всем по порядку.
Постановлением Государственного Комитета обороны СССР от 23 сентября 1941 года в Воронеже был создан Городской Комитет обороны (ГКО), который возглавил первый секретарь обкома партии В. Л. Никитин. В состав комитета входили руководители города и области, силовых структур и военные.
Естественно, первоочередными задачами ГКО были подготовка города к надежной обороне, перестройка всей жизни на военный лад, оказание помощи Красной Армии, эвакуация людей, отдельных промышленных предприятий и других материальных ценностей в тыловые регионы страны.
Обстановка в городе осложнялась еще и тем, что здесь скопилось свыше 400 тысяч беженцев из западных областей страны и более 600 тысяч голов крупного рогатого скота. На имя председателя Государственного Комитета обороны И. В. Сталина и Наркома путей сообщения Л. М. Когановича была направлена телеграмма следующего содержания:
«Только для частичной эвакуации ряда заводов, скота, нефтепродуктов, стального литья, оборудования сахарных заводов своих и украинских, а также детей с родителями (180 тысяч), детей из детских домов, спецшкол, больных Воронежа и Липецка просим выделить 44 тысячи вагонов для оборудования и 5 тысяч – для людей».
В своем первом обращении к населению Никитин призывал «Превратить Воронеж в крепость, способную выдержать любые испытания войны, не допустить захвата Воронежа врагом».
Именно поэтому на одном из первых заседаний ГКО рассмотрел вопрос «О мерах обеспечения прочной обороны г. Воронежа и на его подступах». После его решения на строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 100 тысяч горожан.
Значительное внимание ГКО уделял вопросам конверсии, выражаясь современным языком: «16-й завод должен немедленно приступить к производству 82 мм минометов и мин-сюрпризов, кондитерской фабрике на выпуск взрывчатых веществ, Борисоглебскому мясокомбинату на выпуск ручных гранат РГД-33» и т. д.
Добавлю, что весьма успешно перестраивались на военный лад заводы им. Дзержинского, где за две декады по чертежам был создан первый образец автомата ППШ, быстро и качественно ремонтировались и строились бронепоезда и завод им. Тельмана.
Напомню, что уже через неделю после начала войны были изготовлены первые реактивные установки «Катюша» и первые штурмовики Ил-2.
Для полной объективности, а я привык писать только правду «без гнева и пристрастия», должен сказать, что не всё шло гладко. ГКО в телеграммах в Москву сам отмечал, что отдельные руководители в этой обстановке проявляли растерянность, трусость и предательство, раньше своих подчиненных убегали в тыл.
ГКО на своих заседаниях открыто критиковал недостатки и принимал меры по их срочному устранению. И как мы все знаем, основные проблемы были решены успешно, и наш город, благодаря массовому патриотизму, выстоял перед врагом – только его правобережная часть была оккупирована фашистами.
Скептик, привыкший все подвергать сомнению, прочтя это, может спросить, а что здесь нового – действовали законы военного времени, и за умышленное неисполнение решений ГКО многих могли поставить к стенке. Всё правильно.
А теперь я перехожу к главному вопросу, ради чего я решил взяться за этот материал. Дело в том, что члены ГКО, помимо насущных военных проблем, задумывались о жизнеустройстве людей в послевоенный период.
В связи с тем, что «в лесных парках Воронежа были выявлены факты массовых рубок леса», ГКО принимает по этому поводу специальное и, нужно признать, весьма строгое решение, в котором говорилось, что «каждый факт самовольной рубки леса рассматривать как расхищение социалистической собственности и виновных карать по законам военного времени» (в пос. Сомово и на Чижовке было вырублено 200 гектаров леса, в пос. Отрожка – 28 га).
А по каким законам надо судить нынешних хищников, вырубающих и поджигающих леса по стране и в нашей области? Мне достоверно известно, что отдельные хищнические бригады в некоторых сибирских областях – на моей родине – можно обнаружить только с помощью вертолёта. Кругляк за бесценок поставляется в Китай, Японию и Корею.
К слову скажу, что поставки леса за рубеж в советские годы давали в бюджет страны миллиарды рублей. Сейчас же эти миллиарды идут в карманы жуликов.
В «лихие 90-е» и в Воронежской области хищнически вырубали дубы в Борисоглебском и Павловском районах.
Очевидцы рассказывали, что за «КамАЗ» дуба, увозимого в Москву, платили 25 тысяч долларов. Эта информация мною была перепроверена через компетентные органы. А зачем далеко в 90-е заглядывать? Год тому назад по ВГТР передали, что и сейчас вырубаются дубы по берегу Дона, хотя многие знают, что, по данным Академии наук РФ, первой рекой, которая погибнет в Росси, будет река Дон.
Мне уже третье лето звонит заслуженная артистка республики Раиса Александровна Левашова и со слезами на глазах просит как-то запретить вырубать совершенно здоровый лес в Медовке, где её дача. Вокруг Воронежа продолжатся вырубаться деревья. А они все – рукотворные, их сажали в голодные предвоенные и послевоенные годы.
Хрестоматийная истина, научно обоснованная и многократно практикой проверенная: там, где есть лес – там есть жизнь. А мы, похоже, живём одним сегодняшним днем и совсем не думаем, что мы оставим после себя будущим поколениям.
Как бы мы сильно ни ругали советскую власть, а ругать есть за что, но такого хищнического отношения к природным ресурсам тогда не было. Меня не радует информация из уст наших вождей, что в этом году нефтепродуктов и природного газа за рубеж будет поставлено больше, чем в прошлом. Руководители страны, похоже, забывают, что кладовая природных ресурсов – это небездонная бочка. Тошнит и от рекламы, что это наше национальное достояние. Полагаю, что у каждого настоящего, а не квасного патриота, вызывает серьезную тревогу за судьбу державы информация о миллионах гектаров леса, сгорающих ежегодно.
Нередко те пожары, как пишут СМИ, также являются рукотворными. И тысячу раз был прав наш талантливый соотечественник, утверждавший, что «страна у нас богатая, порядка только нет» (цитирую по памяти).
Подведя итог, скажу, что сравнение многих сторон нашей современной жизни с прошлым приводит нас к не очень утешительным истинам…
Но будем надеяться, что и в этой сфере когда-то будет наведен порядок. Надежда умирает последней.
Анатолий НИКИФОРОВ,
член Союза журналистов России
.
Подробнее читайте на communa.ru ...