2018-4-13 18:51 |
Андрей Марков. Фото предоставлено пресс-службой депутата ГД РФ А. П. Маркова. Общество | Появился повод снова поднять тему становления в Воронежской области территориального общественного самоуправления (или, для краткости, ТОСа) Региональный департамент финансов предлагает «с 2019 года объединить мероприятия по поощрению проектов ТОС и проектов поддержки местных инициатив, установив единый механизм финансирования путём предоставления субсидий муниципальным образованиям».
Андрей МАРКОВ,
депутат Государственной Думы РФ
Прежде чем высказать мнение, к чему может привести такой шаг, необходимо кратко рассказать, что такое территориальное общественное самоуправление и как выглядит система его государственной поддержки в нашей области.
ТОС – это объединение людей для решения своими силами какой-либо актуальной задачи там, где они живут. Зачем их надо поддерживать, для какой цели? Потому что это люди активные, творческие, неравнодушные. Они стремятся отвечать за то, что происходит в их жизни, и чем эта жизнь наполнена. Их авторитет – опора для ответственной власти.
Как построена воронежская модель поддержки общественного самоуправления? Сегодня существует более 1700 ТОСов, как правило, они создаются на определенной территории, улицах, кварталах. Их может быть несколько в одном поселении, главное – желание людей. И число таких ТОСов постоянно увеличивается. На сегодня они объединяют почти 500 тысяч человек, при поддержке правительства Воронежской области реализовано 1126 проектов. В 2018 году поступило 1315 заявок – разве это не свидетельство того, что люди поверили в идею? Проекты могут быть самыми разнообразными: детская или спортивная площадка, пешеходный мост через реку, облагороженный родник, благоустройство кладбища, восстановленная мельница как символ села и многое другое.
Для того чтобы получить финансовую поддержку, гражданские активисты представляют свой проект на конкурс грантов, который проводит Общественный совет при Ассоциации муниципальных образований Воронежской области. Ассоциация – это также некоммерческая общественная организация, а средства на гранты она получает в виде специальной субсидии от правительства Воронежской области. При этом гранты не выдаются деньгами. Ассоциация оплачивает по предоставлению ТОСа чеки на закупку необходимых материалов и оборудования.
Минимум бюрократии и максимум контроля со стороны самих же активистов общественного самоуправления, открытое сотрудничество – вот главные принципы нашей модели поддержки. И внутри этого сотрудничества – постоянное общение, постоянный контакт местного лидера, активиста с властью.
Властью не обезличенной, не той, к которой не пробьешься, а представленной конкретными людьми. И интересы – общие, а их воплощение – реальное.
В этом диалоге укрепляется доверие, и больше шансов о проблеме и ее подробностях узнать вовремя, а не когда уже все заполыхало. Вот какой цели служат больше тысячи абсолютно конкретных малых дел, объединяющих нас совместным трудом и желанием обустроить малую родину, быть гражданином.
Общая сумма поддержки формально выросла в 1,5 раза, но реально ведь финансирование ТОС уменьшилось в два раза!
Не только ТОСы ведут нас к этой цели. Они – не панацея, а только один из механизмов. Но он живой! Сейчас активно внедряется другой механизм – так называемое инициативное бюджетирование. Именно это подразумевается под фразой «поддержка местных инициатив» в предложениях финансистов.
По факту это поддержка местных администраций, использующих практику формирования бюджетов с участием жителей. Это тоже хорошо, поскольку внедряет новые подходы в деятельности власти и заставляет ее более строго учитывать мнение жителей при формировании приоритетов расходной части местного бюджета, позволяет сделать работу власти более открытой и подотчетной.
Но это не направлено на поддержку собственно проектов жителей! Хотя, конечно, для чиновника удобно все сделать однообразным и оцифрованным. Да еще и сэкономить, формально отчитавшись об увеличении бюджета. Вот пример. На поддержку проектов инициативного бюджетирования в 2018 году в Воронежской области предусмотрена значительная сумма – 120 миллионов рублей.
Еще 60 миллионов – на ставшую уже традиционной грантовую поддержку ТОС. В 2017 году было выделено 120 миллионов только на ТОС. Что получается? Если все сложить, то общая сумма поддержки формально выросла в 1,5 раза, но реально ведь финансирование ТОС уменьшилось в два раза! При этом люди готовы вкладывать свои деньги, в 2018 году во всех представленных на конкурс проектах заявлено 31 миллион рублей собственных средств членов ТОС.
И если победит мнение о том, чтобы все средства направлялись на инициативное бюджетирование, то общественное самоуправление как сложившийся уже формат взаимодействия людей и власти просто рискует оказаться без поддержки. Почему я так думаю? Потому что есть принципиальная разница между государственным или муниципальным заказом и грантом на поддержку инициативы. При первом гражданам покажут несколько проектов, люди поспорят между собой и скажут, например, выбираем сквер! И власть сделает сквер. При втором активные люди собираются и говорят: «Мы благоустроим родник, который еще прадеды помнят, кто с нами?». Есть разница?! Вот для таких неравнодушных людей и создана система поддержки ТОС. В ней есть и конкурс, и творчество, и неравнодушие, и минимум мешающей бюрократии.
Я – за инициативное бюджетирование там, где оно необходимо. Но если ради него отменить существующую модель грантовой поддержки местных инициатив, то о развитии по-настоящему живого гражданского движения, каким постепенно становится воронежское территориальное общественное самоуправление, можно будет забыть. А надо так: забыть нельзя, поддержать!
Источник: газета «Коммуна» | №28 (26775) | Пятница, 13 апреля 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...