2023-12-20 11:47 |
В Воронеже 4 декабря прошёл первый в истории города инклюзивный бал «Встреча эпох». Заявки на участие подали более 150 человек. Екатерина Качалина, организатор бала и куратор онкопациентского сообщества «Я люблю жизнь!», признаётся, что не ожидала такого ажиотажа.
Скорее, наоборот – переживала, что люди не откликнутся и будет мало участников. Но все три месяца, что шла подготовка, прибавлялись всё новые и новые желающие. При организации мероприятия учитывалось сразу много факторов, и один из важнейших – выбор подходящего банкетного зала. Многие залы с хорошей вместимостью оказались недоступны для людей с инвалидностью.
– Это печально, но так обстоят дела: о доступной среде в нашем городе говорить пока не приходится, – делится Екатерина. – Мы не просим делать что-то за нас, просто дайте нам, людям с инвалидностью, эти возможности. И мы сами всё сделаем. На сегодняшнем балу оказались самые стойкие, терпеливые и заинтересованные: те, кто старательно посещал танцевальные репетиции. Надеемся, что наш первый опыт станет стартом, и весной или летом нам удастся провести бал на открытом воздухе, чтобы смогли прийти все-все.
Репетиции длились по 3 часа
Пока Воронеж открывает для себя новый формат, Самара проводит бал в девятый раз: именно в этом городе зародилась прекрасная объединяющая традиция. А в 2022 году была запущена федеральная программа «Инклюзивные балы России» – теперь каждый регион может стать участником программы. В столице подобный бал пока только в планах, а Екатерина, узнав об этой возможности, сделала всё, от неё зависящее. И почти сразу появились люди, желающие поучаствовать в большом деле. Так место для репетиций предоставил Центр реабилитации детей и подростков «Парус надежды», а хореографы студии исторического танца «Каменный мост» взялись обучать всех желающих танцам 18 и 19 веков.
За время подготовки состоялось 13 репетиций, на которых хореографы Светлана Кирякова и Евгения Ерохина показали воронежским «дамам и кавалерам», что такое полонез, вальс-миньон, танго и многие другие напрасно забытые танцы. А ещё участники бала узнали, как танцевать контрданс «Ревность», «Весну в Самаре» и вальс Штрауса.
Евгения Ерохина, специалист по бальным танцам 19-го века, говорит, что репетиции проходили по привычному сценарию. Некоторые виды танцев упростили, чтобы они стали доступны людям с разными особенностями здоровья, но в основном просто давали больше времени на выполнение каждого движения.
– Если на элемент изначально даётся два такта, то мы просто закладывали четыре: чтобы все всё успели и сохранилась историческая достоверность, – говорит Евгения. – Очень порадовало усердие, с которым люди посещали наши репетиции, каждая из которых длилась до трёх часов.
Но бал – это не только танцы, но и умение держать себя достойно: не забывать про манеры, не скупиться на комплименты, соответствовать образу. Ведь по этим критериям и выбирают Короля и Королеву бала. Забегая вперёд, скажем, что ими стали Никита Гавриков и Лариса Загорулько.
Люди с безграничными потребностями
Корреспонденты «Коммуны» пришли на бал заранее. В зале уже шли последние приготовления. В специальной зоне вовсю работал «салон красоты» – парикмахеры и визажисты подбирали укладку и макияж в соответствии с нарядом и настроением дамы. Специалисты не оказывали услуги, а работали на безвозмездной основе. Также волонтёрами были фотографы и декораторы. А ещё были волонтёры-участники: молодые парни и девушки, которые ходили на репетиции и учили танцы.
– Специальных обязанностей у меня нет, – рассказывает Полина Морозова, которая называет себя свободным волонтёром. – Можно сказать так: я участник с повышенным уровнем ответственности. Смотрю, чтобы всем хватило пары и могу помочь в танце человеку с ОВЗ, если будет такая потребность. Я никогда раньше не была на балу, а тут сразу такое масштабное мероприятие.
Полина ищет глазами своего партнера по танцам и заканчивает мысль:
– Могу поделиться своим главным наблюдением. Это люди не с ограниченными возможностями, а с безграничными потребностями.
Никита, один из участников бала, – прямое тому подтверждение. Молодой человек – танцор с трёхлетним стажем, в его репертуаре народные и эстрадные номера. Он работает с благотворительными фондами, выступает для пенсионеров, военных и детских домов.
– Мне раньше знакомые говорили: «Куда ты лезешь со своими танцами?». А я каждый раз отвечаю, что просто хочу быть полезным, – признаётся Никита. – Я такой человек – если захотел, то пойду и сделаю, меня остановить непросто.
Год назад Никиту попросили подготовить новогодний утренник для воспитанников детского дома. Раньше молодой человек ничем похожим не занимался, и поэтому засомневался. Записал пару идей в ноутбук и его затянуло – так и родился сценарий. Теперь молодой человек уверен, что не нужно сомневаться – надо брать и делать. В этом Никита убеждает и друзей.
Но прежде, чем проявлять творческие способности, их нужно развить. Две прекрасные гостьи этого бала, юная Анна и её мама Наталья, посещают студию «Инклюзив арт». В этой студии занимаются развитием детей и взрослых с ОВЗ. 3 декабря коллектив выступал в городской библиотеке искусств имени А. С. Пушкина, и планах ещё много благотворительных концертов. Наталья подчеркивает, что их студия – скорее исключение; обычно с детьми, имеющими инвалидность, занимаются до 16 лет, а дальше им идти некуда.
Екатерина Ларионова пришла на бал с учениками своей инклюзивной арт-студии для взрослых «Шаги». Её студия совсем молодая – в августе этого года Новоусманский дом культуры предоставил помещение, и Екатерина воспользовалась возможностью. Педагог объясняет, почему студия носит такое название:
– Чтобы что-то сделать, нужно сделать шаг, шаг и ещё раз шаг. Так мы, не спеша шагая, всему обучаемся.
Дмитрий Игнатов, один из учеников Екатерины, говорит:
– Я незрячий человек, и нашёл эту студию сам. Меня никто не загоняет палками, я просто понимаю, что мне это надо. Больше всего на занятиях люблю актёрскую импровизацию.
Кружиться в вальсе в красивом платье сказочной принцессы мечтает, пожалуй, каждая девушка. И Дарья Садчикова – не исключение. Свой наряд, благодаря советам организаторов, украшала сама.
– На мне моё свадебное платье, – делится Дарья. – Оно 10 лет пылилось в шкафу. И наконец-то пригодилось. Я его немножко раскрасила розовыми аксессуарами, и оно заиграло новыми красками.
Мы заговорились и не заметили, как дамы и кавалеры сели в ожидании полукругом, а в середину зала вышел почти настоящий Пётр I. «Инклюзивному балу на Воронежской земле быть!» – объявил император, и праздник вошёл в самую силу. Закружились пышные юбки, застучали каблуки, закрутились колёса инвалидных колясок. . .
Фото: Виталий ГАРКУША
.
Подробнее читайте на communa.ru ...