![Мечтать и строить](http://communa.ru/upload/iblock/3b7/РаковаМарина11012018 copy copy.jpg)
2018-1-12 17:43 |
Мегаполис | За последние несколько лет в Воронеже, кроме популярных торговых центров, появились и другие знаковые места Постепенно наша городская среда развивается, изменяется, приобретает европейский лоск.
В то же время ищет своё лицо, не такое, как у других городов. Попутно – избавляется от тяжёлого наследия 90-х: заброшенных парков, уродливых зданий и т. п. Об этом и многом другом говорила на встрече с воронежцами экс-руководитель областного Управления архитектуры и градостроительства Марина Ракова. Уезжая работать в Севастополь, она обещала не забывать о Воронеже, где остаётся её команда – молодые управленцы и архитекторы, готовящие городу новые проекты, интересные архитектурные образы.
Наталья СТОЛПОВСКАЯ
Площадкой для общения с Мариной Раковой стал современный, можно сказать, авангардный конференц-зал областного Управления архитектуры и градостроительства. Расположенная здесь же новогодняя ёлка из деревянных палет придавала событию сказочный оттенок. Возможно, поэтому и некоторые картины архитектурного будущего Воронежа выглядели несколько в отрыве от нашей реальности.
Марина Ракова была убедительна, эмоциональна и в то же время
осторожна в оценках. Фото Натальи Коньшиной.
Встречу анонсировали как начало проекта «Архитектурная среда», заявленного Общественным советом при Управлении архитектуры и градостроительства. Таким образом, Марина Ракова одновременно открывала новый проект и прощалась с заполнившими зал коллегами, молодыми подвижниками архитектурного форума «Зодчество», общественниками, журналистами.
В результате встреча получилась несколько сумбурной, но и эмоциональной. Коллеги запаслись букетами и благодарственными речами. Общественники – обращениями. Журналисты – вопросами, на которые героиня вечера отвечала довольно осторожно.
Так, на вопрос корреспондента «Коммуны», грозит ли Воронежу реновация по-московски, Марина Ракова заметила, что от самого процесса никуда не деться, но по понятным финансовым причинам масштаб его будет куда скромнее. Реновация уже затронула промышленные площадки. В особенности те, что расположены в центральной части Воронежа. Теперь важно определиться, что должно появиться на месте старых застроек.
– Массовой жилищной застройкой полей все наелись, – заметила Марина Владимировна. – А город – он живёт внутри. Нельзя так активно и агрессивно наращивать мышечную массу, если скелет не в состоянии этого выдержать. Поэтому над будущим Воронежа надо думать архитекторам, строителям, экономистам, социологам. Осмысливать, какие функции стоит передать тем или иным площадкам.
В этих спорных вопросах спикер предложила ориентироваться на мнение самих горожан и подчеркнула важность диалога с общественностью.
– В малых городах Воронежской области такой реальный, честный, объективный диалог налажен, – сказала Марина Ракова. – Да, проектные решения должны разрабатывать профессионалы. Но обсуждать их надо с теми, кто ходит по этим тропинкам, и лучше знает, что городу нужно. Пока в Воронеже у нас такого диалога с горожанами не получилось (а мы старались!). Надеюсь, что команда городской администрации (она уже к этому подошла) сможет его наладить.
По словам Марины Раковой, весной этого года все перспективные проекты будут вынесены на обсуждение и голосование. В том числе и те, что связаны с архитектурным преображением левого берега.
– Оттуда уходит старый жилищный фонд, который был запредельно комфортным для своего времени: двухэтажные дома, дворы, плюс у каждого свой подвал, гараж, беседка, – поделилась экс-руководитель Управления. – Но этот формат уже не соответствует городу-миллионнику. Как вариант, предложена квартальная застройка территории, более мелкая «нарезка» с семи-, восьмиэтажными жилыми домами, дворами без машин, пешеходными улицами и офисами на первых этажах зданий.
Высотные здания, считает Марина Ракова, пока всё же никуда не уйдут. Хотя в целом она согласна с мыслью, что комфортное жильё не должно быть выше окружающих его деревьев.
– От массовой высотной застройки мы уже сделали шаг, – подчеркнула Марина Владимировна. – Сама экономическая ситуация сегодня делает это жильё труднореализуемым. Поэтому те строительные компании, которые внимательно следят за рынком и готовы проявить гибкость, примут непростое решение и переформатируют свои изначальные проекты.
Где в первую очередь могут произойти архитектурные преобразования? По мнению Марины Раковой, перспективы есть у набережных водохранилища. В качестве примеров спикер назвала Нижний Новгород, Ростов-на-Дону с его Левбердоном, где культура жизни у воды интересна и разнообразна.
Среди заданных вопросов был и связанный с экономической ситуацией в строительной отрасли, которая всё же больше преследует свои цели и следует собственной логике развития.
– Строительная отрасль – инертная машина, – отметила Марина Ракова. – Запускается небыстро, и после этого её достаточно сложно останавливать и перенаправлять. Но в то же время важный сигнал ей дала федеральная власть. В конце 2017 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал Указ об оценке эффективности деятельности региональных чиновников и утвердил список критериев, по которым будут оценивать их работу. До недавнего времени одним из показателей эффективности развития региона было количество введённых в строй квадратных метров жилья. В некотором роде города являлись заложниками этого критерия и вынужденно нагоняли объём за счёт плотности застройки, зачастую – её низкой комфортности. Новый документ должен мягко перенаправить вектор развития строительной отрасли. Теперь нам не надо возводить много. Нам нужно повышать качество! В принципе, здесь всё правильно: мы уходим от безумного количества жилья. Ну не может в Воронеж одномоментно приехать около 300 тысяч человек!
На вопрос корреспондента «Коммуны», грозит ли Воронежу реновация по-московски, Марина Ракова заметила, что от самого процесса никуда не деться, но, по понятным финансовым причинам, масштаб его будет куда скромнее.
О комфортной городской среде говорилось особенно эмоционально. В качестве очевидных достижений спикер назвала появившуюся городскую навигацию (таблички и указатели знаковых мест Воронежа).
– Но хочется чего-то более стильного, – выразила свои эстетические претензии архитектор. – При этом не надо оглядываться на Москву. Нам надо жить, как в Воронеже. Парк «Динамо» – замечательная городская среда для отдыха. Вскоре заметно изменит облик областного центра реконструированная Советская площадь. Что можно сделать, чтобы программы по благоустройству прибавили в темпе? Подключать бизнес, который пока в этом отношении ведёт себя сдержанно и осторожно. Хотя культура меценатства в Воронеже есть, и ей нужно дать развиться.
Не обошли вниманием участники встречи и самую проблемную, транспортную, ситуацию.
– Вопросы транспорта по остроте уже вышли на первый план, – согласилась Марина Владимировна. – Можно по-разному относиться к проекту метро, но с учётом того, что он не требует затрат на проходку глубоких шахтных стволов (40 процентов пути – наземные, остальные – эстакадные), подобное – реально. Конечно, без федерального финансирования и частной поддержки с проектом не справиться. Но поскольку процессы разрастания города в сторону Шилово, Ямного, Отрадного уже идут, решать проблему надо оперативно.
Понятно, что финансовые трудности сегодня могут тормозить затратные и долгоиграющие проекты. Поэтому в финале встречи экс-руководителя Управления архитектуры и градостроительства попросили назвать наиболее вероятные в Воронеже преобразования.
– В скором времени изменения начнутся на левом берегу, на отрезке набережной от Чернавского моста и до ВоГРЭСовского моста, – поделилась Марина Ракова. – Высока вероятность того, что на левом берегу рядом с парком «Алые паруса» начнётся строительство храмового комплекса в честь святителя Митрофания Воронежского. Необычный проект – жилой дом у Северного моста и аквапарка «Fishka» – станет ярким архитектурным акцентом и уходом от тяжёлой типовой «чемоданной застройки». Спрос на хорошую архитектуру постоянно растёт. И это уже ощущают застройщики.
Источник: газета «Коммуна» | №2 (26749) | Пятница, 12 января 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...