2018-10-30 16:24 |
Культура | Детский театральный фестиваль МАРШАК проходит в Воронеже уже в четвёртый раз Официальное его открытие состоялось в Воронежском концертном зале. В фойе первого этажа подготовил презентацию книжных новинок для юных читателей издательский дом «Самокат», этажом выше выступали юные музыканты из воронежских ДШИ, а театр кукол «Шут» показал выставку.
Экспонатами стали эскизы костюмов и кукол для спектаклей разных лет – в том числе таких, как «Волшебное кольцо», «Соловей и император», «Золочёные лбы». Здесь же можно было увидеть самих кукол. Не только увидеть, но и потрогать их.
Виталий ЧЕРНИКОВ
Фестивалю МАРШАК за его короткую историю удалось стать событием в культурной жизни не только Воронежа. Юные и взрослые зрители узнали много важного и интересного о том, какими путями движется отечественный детский театр – формировалась программа со вкусом и любовью. Свои постановки в прошлые годы смогли показать коллективы в диапазоне от новосибирского «Глобуса» до Российского академического молодёжного театра. И не только отечественные: приезжали на фестиваль труппы из Эстонии, Казахстана. . . Некоторые театры в первую очередь известны постановками для взрослых, но выяснилось, что и на таких площадках, как столичный театр «Практика», пытаются разговаривать с юным зрителем.
В первые годы фестиваля его кураторами были Михаил Бычков и Алексей Малобродский. На сей раз за программу отвечает продюсер Варвара Коровина. Конечно, у неё свои подходы к тому, каким должен стать МАРШАК в 2018 году. На пресс-конференции перед его открытием она отметила, что с интересом следила за происходящим в Воронеже, а приглашение поработать для неё большая честь. По её словам, как куратор она попыталась сделать акцент на современной литературе в театре. Хотя нашлось в программе место и для «Чука и Гека», и для «Острова сокровищ».
Особенностью нынешнего года стало включение в программу большого количества воронежских спектаклей. По большей части это премьеры. Прежде постановки, осуществлённые в нашем городе, попадали на МАРШАК в результате кураторского отбора, на равных правах с коллективами из Питера или Саратова.
Место воронежцам находилось всегда – и постановка, скажем, воронежской Детской студии творческого развития Константина Хабенского могла оказаться интереснее того, что порой предлагают профессиональные труппы. Продуктивна ли идея, что наши земляки должны участвовать во что бы то ни стало (тем более что все спектакли дети и потом смогут увидеть)? Об этом судить критикам. Впрочем, тот факт, что некоторые местные проекты, похоже, возникли именно потому, что хотелось показать себя, пожалуй, отраден.
Почётным гостем фестиваля стал внук Самуила Яковлевича Александр Маршак. Перед показом первого спектакля он обратился к зрителям с такими словами:
– У каждого из вас есть бабушки и дедушки. Это люди, которые любят вас больше всего на свете. Я приезжаю в Воронеж потому, что здесь стоит памятник Самуилу Яковлевичу, потому что здесь – его родина. И мы все, Маршаки, так или иначе связаны с этим городом. Я тоже – частично воронежец! Хочу сказать вам, что те, кто в детстве был счастлив, ничего не боятся, им всё по силам. Хочу пожелать вам счастливого детства. И радости от этого фестиваля.
Затем Александр Маршак прочёл стихи своего деда:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье!
– Я старалась собирать программу про детей-мечтателей, про детей, которые открывают новый мир и ничего не боятся, идут даже вперёди своих родителей, – рассказала первым зрителям фестиваля Варвара Коровина. Эти слова – в том числе и про спектакль Саратовского ТЮЗа имени Ю. П. Киселёва «Последний папа».
В фестивальном буклете указана продолжительность постановки – 2 часа 20 минут с антрактом. Сейчас и для взрослых спектакли стараются делать более короткими, лишь для режиссёров вроде Юрия Бутусова или Бориса Юхананова большой хронометраж не проблема. На фестивале МАРШАК с «Последним папой» в этом смысле конкурирует разве что «Принц и нищий» Театриума на Серпуховке. Но там, по крайней мере, в основе – роман Марка Твена. Неужели сказка не слишком известного в России Михала Вальчака способна на два с половиной часа завладеть вниманием совсем юного (6+) зрителя?
Пролог даёт основания подозревать, что нам сейчас предложат что-то слишком знакомое не одному поколению. То, что ещё в прошлом веке называли «тюзятиной». Сколько уже было спектаклей про капризную девочку, которая мечтала получить в подарок щенка, но вместо этого получила ценный жизненный урок и нашла себе воображаемых друзей! Когда пространство над сценой заполняется гигантскими муляжами игрушек, это смотрится эффектно, но появление взрослой актрисы в роли маленькой девочки Ани невольно настраивает на иронический лад. Однако быстро осознаёшь, что создатели спектакля даже знакомые приёмы используют скорее как уважительную отсылку к «традиции»; в том, что у них получилось, чего совсем нет, так это пыли. В «Последнем папе» очень вовремя происходит «переключение регистра». То внезапно возникнет мультипликация, то начнут происходить важные события на втором плане (этот эпизод и художником оформлен в ином стиле, чем то, что видел зритель раньше), то отрицательные персонажи появятся на театральных балконах. Всё это оказывается очень действенно для юного зрителя.
Периодически в сказочный мир врывается реальность: «Мой папа – депутат», – признаётся один из персонажей, и дружно хохочут уже все взрослые в зале.
Плюшевый мишка, оживая в мире главной героини, предстаёт в обличьи застенчивого студента-модника; гламурная кукла Барби, не изменяя своему имиджу, демонстрирует юному зрителю пример героизма и, кажется, вот-вот коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт; хулиган играет на скрипке… Таковы герои современной сказки.
Режиссёр Наталья Шумилкина хорошо почувствовала, что общего может быть у современной девочки и её предшественниц, скажем, из нравоучительных сказок XIX века – и насколько её менталитет всё-таки отличается. Историю, рассказанную Михалом Вальчаком, конечно, можно интерпретировать как приснившуюся девочке, тоскующей по папе, который слишком много времени проводит на работе. И вполне естественно, что в этом сне всплывают осколки воспоминаний не только о прочитанных книгах, но и об увиденных сериалах, фильмах или развлекательных телепередачах. Девичьи мечты могут принять форму ужастика, компьютерной игры или комикса (тут сторонник запретов популярных в XXI веке технологий, сюжетов, музыкальных жанров и т. д. должен позеленеть от гнева), персонажи могут не только петь песни, но и рэп прочитать, однако сама мечта, если ты родился хорошим человеком, а не упырём, будет всё о том же, о чём мечталось маме, бабушке, прабабушке.
Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.
В фойе была развернута выставка кукол.
Александр Маршак приветствовал первых зрителей.
Сцена из спектакля «Последний папа»
Источник: газета «Коммуна» | №84 (26831) | Вторник, 30 октября 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...