2019-6-15 15:48 |
Политический дневник Первая декада июня традиционно завершается в России её главным государственным праздником. В этом году празднование Дня России не предвещало ничего неожиданного: содержательное наполнение этого важнейшего для российского государства события давно уже сведено к исключительно развлекательным мероприятиям типа спортивных соревнований или праздничных концертов, хотя 19 лет назад принятому на референдуме решению о суверенитете России придавался вполне определённый и глубокий смысл.
В самостоятельное плавание государственный корабль «Россия» отправлялся под флагом демократии, свободы и справедливости.
Александра ГЛУХОВА,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета
Незадолго до праздничной даты 12 июня в Северной столице завершился Санкт-Петербургский экономический форум, который российской политической элите особенно приятен и дорог: на нем традиционно присутствует Президент страны Владимир Путин, почти все ключевые министры и ответственные чиновники, некоторые высокие иностранные гости, вроде председателя КНР Си Цзиньпина или генерального секретаря ООН Антонио Гетерриша. Звучащие на форуме доклады, как правило, исполнены такого оптимизма, что эксперты, сверяющие озвученные цифры с официальной статистикой, только разводят руками: откуда, мол, такие данные?
Воображение граждан поражают также размеры заключаемых на форуме сделок, хотя никакой отчетности по поводу того, сколько же проектов было реально реализовано за истекший период, не предлагается. Польза от этих форумов для простого россиянина остается большой загадкой, как и целесообразность трансляции шикарных завтраков на площадке Сбербанка для населения, шестой год подряд теряющего доходы.
Правда, на этот раз чинную церемонию завтрака нарушали перепалки то членов правительства между собой, то последних с депутатом Госдумы Андреем Макаровым, обвинившим главу Минэкономразвития Максима Орешкина в сознательном торможении российской экономики. Для тех, кто следил за трансляцией, это стало хоть каким-то развлечением.
Незадолго до окончания форума стало известно о дате очередной «прямой линии» Владимира Путина с гражданами страны – 20 июня. Это мероприятие также всегда повышало рейтинг Президента, его настроение и жизненный тонус. Однако в конце недели произошло нечто непредвиденное: был арестован один из самых признанных в стране журналистов-расследователей, корреспондент «Медузы» Иван Голунов.
Эта новость всколыхнула все журналистское сообщество, поскольку Ивану были предъявлены обвинения в хранении и сбыте наркотиков, влекущие за собой тяжелые уголовные последствия. Среди его вещей были найдены пять пакетиков наркотического зелья, которое он якобы распространял. Несмотря на то, что ни на руках, ни на одежде задержанного никаких следов наркотиков не оказалось, что невозможно в случае настоящего наркомана, Голунов продолжал оставаться под стражей. Помимо прочего, журналисту потребовалась медицинская помощь, поскольку полицейские при задержании обращались с ним довольно бесцеремонно.
Обвинение в производстве, хранении и распространении наркотиков человека, имеющего в профессиональных кругах безупречную моральную репутацию, стало триггером массовой мобилизации журналистского сообщества.
Очевидно, каждый, выступивший в поддержку Ивана Голунова, понимал, что и он сам легко может оказаться в подобной ситуации. По данным международной организации «Трансперенси интернешл», среди заключенных, находящихся в российских тюрьмах, каждый четвертый или даже третий осужден именно по 228-й статье («Незаконный оборот наркотиков»). Причем твердых гарантий того, что эти наркотики не были подброшены, никто дать не может, но в свете произошедшего с Голуновым уверенность именно в таких предположениях начинает превалировать над прочими версиями происходящего. Кроме того, профессиональный интерес журналиста-расследователя касался довольно щекотливой сферы, а именно – связи силовых структур с так называемой «похоронной» мафией. И хотя его статья на эту тему еще только готовилась к печати, ее фигуранты, как теперь выясняется, сработали на опережение, попытавшись вывести журналиста из игры. Даже домашний арест, на который довольно быстро согласились следственные органы, означал бы для него невозможность заниматься дальнейшими расследованиями и фактически надолго лишил бы его права на профессию.
Вполне возможно, что заказчики, но не исполнители, этой грубо проведенной провокации именно на такой результат и рассчитывали, и, скорее всего, посылали сигнал всем расследователям: уймитесь, вы все уязвимы, неприкасаемых нет. В том, что вы на свободе, не ваша заслуга, а наша недоработка…
Однако в ответ силовая система неожиданно для себя получила удар огромной сокрушительной силы: синхронные действия трех ежедневных деловых изданий – «Ведомостей», «Коммерсанта» и РБК, вышедших 10 июня с одинаковыми обложками «Я/Мы Иван Голунов» взорвали медийное пространство. Поскольку акция газет совпала с завершением С. -Петербургского экономического форума, медийному сопровождению последнего был нанесен непоправимый урон: топовые новости были связаны вовсе не с ним, а с арестованным журналистом.
Российские руководители всех уровней, возвращаясь с форума, наверняка хотели почитать в самолете о своих успехах по развитию отечественной экономики. Вместо этого они вынуждены были ознакомиться с тем, на каких принципах функционирует правовая система, выстроенная в России за годы стабильности, которой они так гордятся. Принципом этой системы является бесправие одних и безнаказанность других.
Опаснее всего дрейф государства в сторону архаичной страны, для которой вполне естественной становится власть родов, кланов или корпораций. В архаичном обществе не разделены власть и собственность, а государственная служба становится прибыльным бизнесом. Вряд ли здесь имеет смысл говорить об общем благе: кланам и корпорациям эта ценность попросту неведома.
Журналистская солидарность еще раз показала возможности Интернета, силу и роль новых информационно-коммуникационных технологий в наш цифровой век. Свой вклад в освобождение Ивана внесли сотни и тысячи людей, которые стояли в пикетах, перечисляли деньги адвокатам, писали в социальных сетях и в традиционных СМИ.
Появились смельчаки, готовые продолжать дело Ивана, а также тех его коллег, кто трагически погиб, как говорится, на боевом посту – Дмитрия Холодова, Анны Политковской, Пола Хлебникова и других. Шикарные квартиры, набитые деньгами, загородные поместья, эксклюзивные предметы роскоши у людей, официально состоящих на государственной службе и не имеющих – согласно закону – никаких других источников обогащения, – чем не тема для журналистского расследования? Или мы уже забыли пресловутого полковника Захарченко, чье богатство, нажитое «непосильным трудом», едва не стоило его согражданам умственного и душевного здоровья?
Похоже, что поднявшаяся волна возмущения в какой-то момент достигла самого верха, откуда и пришел сигнал отбоя. Даже федеральные каналы, чья безусловная лояльность власти не знает границ, на этот раз присоединились к требованию справедливости для Голунова.
Негодование произволом силовиков выразила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Наконец, накануне Дня России в дело вмешался лично министр внутренних дел Владимир Колокольцев, сообщивший о прекращении уголовного преследования и увольнении генералов московской полиции, допустивших подобное беззаконие. Генералы, по всей видимости, одним увольнением не отделаются, а могут угодить за решетку по все той же самой пресловутой 228-й статье: им она подходит куда больше, чем журналисту Ивану Голунову.
Несмотря на благополучное завершение этой конкретной истории, впечатление она оставляет очень тягостное. Вера в формальное равенство закона серьезно поколеблена, характеристика государства как правового также вызывает вопросы. Диалог власти и общества, о необходимости которого много и страстно пишут как ученые, так и ответственные журналисты, возникает лишь в том случае, когда общество переходит на крик, а наверху находятся люди, способные этот крик уловить. Но опаснее всего дрейф государства в сторону архаичной страны, для которой вполне естественной становится власть родов, кланов или корпораций. В архаичном обществе не разделены власть и собственность, а государственная служба становится прибыльным бизнесом. Вряд ли здесь имеет смысл говорить об общем благе: кланам и корпорациям эта ценность попросту неведома.
В своем выступлении на торжественном приеме в Кремле по случаю Дня России Президент Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Отчизна неотрывна от нас, от нашей ответственности за ее настоящее и будущее. Решать масштабные задачи, стоящие перед страной, можно только сообща, когда каждый осознает важность своих личных усилий ради общего блага. Осталось донести эту простую истину до тех, кому она дается с большим трудом.
Источник: газета «Коммуна» | №44 (26892) | Пятница, 15 июня 2019 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...