2018-3-6 11:58 |
Аналитика | Владимир Путин: «…мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан» Так заявил в своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин.
Напрямую о проблеме социальной несправедливости в России он не говорил. Но эта тема присутствовала, пусть только одной частью – задачей борьбы с бедностью. Опорными точками разговора стали уровень доходов населения, зарплат и пенсий. Но вначале – о том, что говорил Президент, затем – о проявлении сказанного в реальной жизни.
Анатолий ХРУСТАЛЁВ
г. Воронеж
Социально опасный перекос
«Напомню, что в 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30 процентов – 29 процентов населения страны, – сказал Президент. – В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10 процентов. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Эта норма начнёт действовать с 1 мая 2018 года, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек. Это важный шаг, но не фундаментальное решение проблемы… мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум двое снизить уровень бедности».
Как это выглядит в повседневной жизни? Реальные денежные доходы (денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) населения Воронежской области в декабре 2017-го по сравнению с тем же месяцем 2016 года, по данным Воронежстата, уменьшились на 4,4 процента, а в целом за прошедший год по сравнению с 2016 годом они уменьшились на два процента. Самая низкая заработная плата – 40 процентов от среднеобластного уровня – в 2017 году сложилась у работников, трудившихся в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, 45 процентов – в производстве кожи и изделий из кожи. А заработная плата работников сельского хозяйства составила 86 процентов от средней зарплаты по Воронежской области. Отношение же средней зарплаты работников организаций преимущественно бюджетного финансирования к средней зарплате по области составило в учреждениях здравоохранения и социальных услуг и в учреждениях образования по 83 процента.
При этом число граждан, доход которых по итогам 2016 года превышает 1 миллион рублей (по данным регионального УФНС) в Воронежской области выросло до 20,5 тысячи. И, по информации «Коммерсанта», в УФНЛ ожидают продолжения положительной динамики в этом процессе.
Показательные данные, свидетельствующие об остроте проблемы социального неравенства в российском обществе, опубликованы в статье еженедельника «АиФ». Пользователи Сети подсчитали, сколько времени уйдёт у представителей разных социальных групп на то, чтобы заработать один миллион рублей. Так, членам правлений крупных госкорпораций якобы понадобится всего четыре - восемь часов, профессору МГУ – полтора года, врачу – три года, учителю – четыре года, а пенсионеру семь лет.
Доктор экономических наук, профессор Василий Симчера так прокомментировал эти приблизительные цифры и ситуацию в целом: «Если компания растёт, увеличивая реальные объёмы производства, а не одну только прибыль, то её менеджеры с заоблачными зарплатами – талантливые люди, цвет нации. Другой вопрос, если у компании убытки (такие примеры мы можем наблюдать в нашем государстве), а члены её правления, уверенные, что бюджет покроет всё, увеличивают себе дивиденды. Это чудовищно, такой перекос в заработках социально опасен».
При этом профессор подчеркнул: «Наши корпорации, за редким исключением, созданы государством. «Газпром» – «национальное достояние». Значит, и его успех должен быть успехом всего общества. Но о какой социальной ответственности бизнеса можно говорить в стране, где прибыль госбанков и госкорпораций зашкаливает за 70 процентов годовых, а рентабельность «рядовых» предприятий, далёких от госкормушки, не выше трёх процентов? Наши корпорации в силу своего происхождения и положения должны отвечать не только за сотрудников и акционеров, но и за всё общество. Особенно за пенсионеров. Ведь пенсия – это трудовые сбережения, которые государство тратило в числе и на активы корпораций. И любой пенсионер может сказать им: «Верните мои деньги!» По справедливости, профессор должен зарабатывать миллион за полгода, врач и учитель – за год, пенсионер – за три года. И в наших условиях такого перераспределения доходов с помощью прогрессивного налогообложения должны требовать сами сверхбогатые! Пока же замалчивание проблемы ведёт к накоплению недовольства бедных людей».
Почему критикуют пенсионные баллы?
«Главное, мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причём выше темпов инфляции. Будем стремиться к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию», – сказал Президент РФ Владимир Путин в Послании. Повышение пенсий – это абсолютный приоритет, который заложен в Стратегию развития пенсионной системы. Об этом в интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи заявляла и вице-премьер Правительства России Ольга Голодец. По её мнению, пенсия должна достичь уровня примерно в 25 тысяч рублей. «Я напомню, что в стратегии заявлен уровень, который мы должны достичь, – в 2,5 прожиточного минимума. В сегодняшних ценах это около 25 тысяч рублей. К такой пенсии в сегодняшних ценах мы должны стремиться, такой пенсии сегодня мы должны достичь», – подчеркнула, по информации rg. ru, Ольга Голодец.
Ответ на вопрос, когда пенсии повысят до 25 тысяч рублей, и как это связано с повышением МРОТ, который 1 мая 2018 года наконец уравняют с прожиточным минимумом, можно найти в статье, опубликованной в еженедельнике «АиФ». Председатель Комитета СФ по соцполитике Валерий Рязанский так об этом говорит: «Только путём увеличения зарплат в стране можно добиться повышения пенсий. Если 22 процента соцвзносов платить с маленького дохода, то и пенсия будет низкая. В основе низких пенсий лежит низкая зарплата или работа «в тени». В основе более высоких пенсий – высокий и официальный доход. «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы», которая была утверждена правительством и о которой на днях напомнила Ольга Голодец, рассчитана до 2030 года. В ней одним из целевых показателей является достижение среднего уровня страховой пенсии по старости до 2,5 прожиточного минимума, что сегодня равно 25 тысячам рублей. Пока средний размер пенсии 13,6 тысячи рублей, или 1,6 «минимума». Так что ещё есть к чему стремиться».
Чрезвычайно важно, чтобы принятые решения выполнялись на деле, а не за счёт методологических новаций Росстата. Так, в январе 2018 года, впервые с октября 2014 года, реальные располагаемые доходы населения перестали падать, сообщил Росстат. Объясняется это тем, что «в целях сопоставимости данных» статистики исключили из базы сравнения (доходов января 2016 года) объём единовременной выплаты пенсионерам (порядка 240 миллиардов рублей), чего не делали весь 2017 год.
Аргументация статистиков выглядит странной, если учесть, что сопоставимости указанных данных они должны были добиваться и в течение 2017 года, сравнивая доходы, которые весь год учитывали единовременную выплату пенсионерам, с показателями 2016 года. Если бы не методологическая «новация» Росстата, реальные доходы граждан в январе 2018 года сократились бы на пять процентов в годовом выражении, оценил Игорь Поляков из ЦМАКП. Об этом информирует kommersant. ru.
На звучащую в адрес действующей системы критику пенсионных баллов в интервью «Российской газете» ответила Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова: «Сегодняшняя балльная формула так и не заработала в полном объёме. Дело в том, что вместе с введением балльной системы должны были принять и методику расчёта стоимости пенсионного коэффициента. Сегодня эта методика не принята. Расчёт осуществляется немного запутанным способом, а потом результат индексируется на уровень инфляции. Это вызывает много вопросов со стороны реальных пользователей этого института. Между тем пенсионная система, как и любая социальная система, будь то система социального или медицинского страхования, создаётся для людей и должна быть понятна им. Кроме того, социальное страхование в пенсионной системе – это компенсация человеку утраченного заработка при его выходе на пенсию. Но система баллов нивелирует усилия человека с точки зрения его стажа и высокой заработной платы. То есть эти показатели, которые человек вообще-то должен зарабатывать, оказываются не важны. Значит, работник может не стремиться к наращиванию своего потенциала, потому что всегда есть ограничения в баллах. Мне кажется, что нужно ещё раз вернуться к вопросу классического пенсионного страхования. Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности», – сообщает rg. ru.
.
Подробнее читайте на communa.ru ...