2018-10-11 19:05 |
Политический дневник Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В преддверии обсуждения проекта бюджета на 2019 – 2021 годы состоялись слушания по нему в Совете Федерации.
Александра ГЛУХОВА,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета
К сенаторам пожаловали высокие гости: первый вице-премьер (и министр финансов в одном лице) Антон Силуанов и новый руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин. Позиции двух высоких чиновников далеко не во всем совпадают: Алексей Кудрин привычно критикует правительство за расточительность бюрократического аппарата, излишнюю роль государства в экономике и отсутствие амбициозных планов по развитию последней. Отдельной точкой столкновения мнений стала позиция по поводу поступающих в бюджет дополнительных средств от продажи нефти, цены на которую заметно превышают цифры, заложенные в бюджете. Правительство в очередной раз намерено аккумулировать эти средства в Фонде национального благосостояния, который может пригодиться в следующей трудной ситуации. Алексей Кудрин же считает, что не стоит дожидаться такой ситуации, а следует вкладывать деньги в экономику, в модернизацию инфраструктуры, в науку и образование, в здравоохранение, позволяющие сберегать и развивать человеческий капитал – самый главный национальный ресурс в XXI веке. Тем более что доступ к заветной кубышке, т. е. к фонду, обычно получают далеко не все нуждающиеся, а только влиятельные и близкие к власти бизнес-структуры. Получается, что эти накопления, теоретически принадлежащие всем россиянам, достаются только избранным.
Члены Совета Федерации также постарались внести свою посильную лепту в этот спор, ничего не меняя в планах правительства по существу и приветствуя тот солидный «навар», который делает бюджет профицитным (т. е. с доходами, превышающими расходы). При этом никто не поинтересовался у Антона Силуанова, почему при профицитном бюджете населению регулярно сообщается, что государству категорически не хватает денег. Не далее как в сентябре Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин, выступая перед жителями одного из районов Саратова, заявлял, что государственная пенсионная система имеет дефицит, потому что бюджет стал дефицитным. Под вопросом, по его словам, сам факт выплаты государственных пенсий в будущем. Потому и было принято решение поднять пенсионный возраст, т. е.
пополнить бюджет страны за счет будущих пенсионеров.
Как же видятся правительству будущие бюджетные средства? Проект бюджета на 2019 -2021 годы и планы по накоплению Фонда национального благосостояния, внесенный на днях в Государственную Думу, предусматривают огромный профицит: в 2019 году – два триллиона рублей, в 2020-2021 годах – по одному триллиону рублей ежегодно. Иными словами, за три года превышение доходов над расходами составит около четырех триллионов рублей, а Фонд национального благосостояния к 2021 году вырастет до 12 триллионов рублей. Это, по нашим меркам, поистине фантастическая сумма! Стоит, кстати, напомнить, что этот фонд специально создавался для обеспечения устойчивости системы пенсионного обеспечения, но потом, в 2017 году, его средства стали использовать на выполнение расходных обязательств федерального бюджета.
Президент Владимир Путин в прошлую пятницу рассказывал о значительных экономических достижениях последних лет. «Позитивную динамику демонстрируют российские макроэкономические показатели, что является, безусловно, нашим достижением за последние годы. Обеспечена устойчивость государственных финансов, растут золотовалютные резервы страны, достигнут текущий профицит федерального бюджета», – сообщил он участникам российско-индийского делового форума. «Добавлю, что улучшается ситуация и на рынке труда, что создает благоприятные условия для работы. Уровень безработицы – 4,7 процента, рост реальных зарплат – 8,7 процента. Это рекордный показатель с 2012 года», – отметил Владимир Путин, оперируя при этом данными официальной статистики.
Однако после его заявлений о рекордном росте зарплат в России (что полностью соответствует данным Росстата) эти данные официальной статистики доходов населения вызвали настоящий скандал.
Многие экономисты немедленно подвергли сомнению данные Росстата, и не без оснований: в большинстве федеральных округов (за исключением Центрального и Южного) наблюдается падение доходов населения. А Росстат, представляя данные по стране в целом, изобразил значительный рост этого показателя. В попытках объяснить такой парадокс на память невольно приходят строки Владимира Высоцкого «о бессилии науки перед тайною Бермуд». Речь идет, конечно, о правилах науки арифметики, в которые никак не укладывается этот загадочный феномен. Возникают, правда, предположения о существовании какого-то секретного федерального округа (возможно, кремлевского), рост доходов в котором компенсирует их падение у остального населения.
Так или иначе, но в ближайшие годы в стране имеются многотриллионные возможности для финансирования пенсионных обязательств государства. Никакой финансовой необходимости повышать пенсионный возраст с 1 января 2019 года не было. Но беда в том, что российские власти не собираются тратить будущие триллионы на пенсионеров. К бюджетному профициту уже присматриваются некоторые влиятельные люди и компании, которым правительство не в силах отказать (чего не скажешь о будущих пенсионерах).
Профицитные радости немного подпортил очередной прогноз Международного валютного фонда, касающийся кратко- и среднесрочного развития России. Что касается экономического роста, то в МВФ ожидают, что экономика нашей страны вырастет в следующем году на 1,8 процента. Это немного выше, чем прежняя оценка Фонда, составлявшая 1,5 процента роста. МВФ также прогнозирует некоторое ускорение инфляции в России, ориентировочно в 5,1 процента. Похожие ожидания по инфляции высказывает и российский Центробанк (5,5 процента вместо планировавшихся ранее 4,5 процента). Экономисты отмечают, что непродовольственная инфляция в РФ уже ускоряется.
Но эти мелкие неприятности, если так можно сказать, уступают по значению более отдаленному прогнозу, сделанному тем же МВФ. Речь идет о сокращении доли России в мировой экономике в ближайшие шесть лет. Доля нашей страны в мировой экономике снизится с 3,09 процента в 2018 году до 2,8 процента в 2023 году. По версии МВФ, несмотря на все заявления российских чиновников, Российская Федерация не войдет в топ-5 экономик мира по паритету покупательной способности (ППС). А к 2023 году ее по этому показателю «подвинет» Индонезия, и Россия тем самым займет седьмое место в этом списке. По данным российских аналитиков, комментирующих прогноз МВФ, номинальный объем ВВП РФ к 2023 году будет составлять всего лишь 1,8 трлн. долл. (в 2013 году было 2,3 трлн. долл. ), или 1,67 процента от объема мирового ВВП. В этом рейтинге Россия опустится с 11-го на 12-е место, пропустив вперед Южную Корею.
Прогноз МВФ, который практически никто в России не опровергает, не может не тревожить. Напомним, что Президент Владимир Путин еще в марте этого года в Послании Федеральному Собранию РФ поручил правительству и Центробанку обеспечить вхождение экономики России в пятерку крупнейших в мире при расчете ВВП по паритету покупательной способности. СМИ при этом напоминают, что Президент обозначает эту задачу уже в шестой раз. Впервые такое обещание прозвучало еще в 2007 году: согласно ему в пятерку крупнейших экономик мира Россия должна была войти еще в прошедшем 2017 году. Выходит, прошедшего десятилетия не хватило, чтобы справиться с решением этой задачи. Хватит ли следующей пятилетки?
Источник: газета «Коммуна» | №79 (26826) | Пятница, 12 октября 2018 года
.
Подробнее читайте на communa.ru ...